Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 



Наш календарь


Поиск на всём сайте:



Сейчас на конференции



В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Очистить cookies

Сообщить другу

Версия для печати

Текущее время:
09.12.2016 19:18

Часовой пояс: UTC + 1 час [ Летнее время ]



KINDER.RU
Интернет для детей

Сообщение 23.05.2007 18:31

Все о развитии ребенка: месяц одиннадцатый

Одиннадцатый месяц вносит свои коррективы и имеет свои неповторимые особенности. Прежде всего, усиливается активность ребенка, проявляющаяся в появлении элементов самостоятельности. Элементарная самостоятельность является потребностью и условием психического развития ребенка. Конечно, по-прежнему важны ведущие линии развития, но теперь на первое место выходит развитие движений и речи: проходит подготовительный этап становления ходьбы и появления первых лепетных слов. Новой является именно элементарная самостоятельность, которая проявляется в попытках ребенка удержаться на ножках и сделать несколько шагов без помощи взрослого, не прибегая к опоре. Это умение — фундаментальное. Оно — начало и основа человеческой способности перемещаться в вертикальном положении, имея только две точки опоры — ноги. Интересно наблюдать, как дитя выполняет эти действия. Вот малыш встает из положения сидя, выпрямляется и стоит без опоры на широко расставленных ногах;

балансирует руками, делает 2—3 шага (переступания) вперед и... либо плавно опускается на пол, ища опору, либо шлепается на мягкое место.

Почему же для малютки так трудно то, что взрослому кажется простым? Дело в том, что у ребенка не развито чувство равновесия, отсутствует достаточная координация движений. Мозг крохи продолжает интенсивно развиваться, «созревать», в частности мозжечок — отдел, отвечающий за координацию движений и локомоторные (положение тела в пространстве) двигательные акты. Развивающаяся функция мозжечка связана с двигательной активностью самого ребенка. Согласитесь, можно за ребенка что-то сделать, например собрать шарики в коробку, протолкнуть в отверстия кубики, но научиться ходить малыш должен сам.

В процессе неоднократного повторения одних и тех же движений дитя ищет центр тяжести своего тела, чтобы удержаться в вертикальном положении. ЭТИ попытки развивают его вестибулярный аппарат, координацию движений. Ребенок на практике, падая и поднимаясь, познает законы гравитации.. Можно сказать образно: через тернии идет к звездам. Малышу так же трудно овладеть равновесием при ходьбе, как взрослому научиться балансировать на проволоке. Конечно, это сравнение фигуральное, потому что младенчество имеет свою неповторимую «прорисовку», связанную с интенсивным развитием центральной нервной системы ребенка в процессе овладения им всеми видами движений, первыми навыками и умениями.

Вот почему дитя научится стоять без опоры несколько секунд и сделает свои первые самостоятелъные 2—3 шага только к концу 11-го месяца.

Взрослым необходимо помогать малютке. С одной стороны, обеспечить ему самостоятельность, с другой — умело оберегать, страховать кроху. Не следует допускать падения ребенка навзничь или вперед. Приземление на попу — самое безобидное для него. Падая же назад, малыш рискует удариться головой. Не умея опираться на руки, падая вперед, дитя рискует разбить нос.

Вторая важнейшая линии развития ребенка в этот период — речь. Что нового привнесет в нее 11-й месяц жизни?

Вы заметите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Дитя как будто экспериментирует, употребляя знакомые звуки в разных сочетаниях. Ребенок как будто тренирует СВОЮ артикуляцию. — конечно, не сознательно, а прислушиваясь к себе — и получает удовольствие от этих повторений.

Еще одним новшеством 11-го месяца жизни можно считать более сформированную способность к речевому подражанию. Теперь ребенок вслед за взрослым, сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения (например, «ав-ав» — собачка, «га-га» — уточка, «кис-кис» — кошка и т.п.).

Хорошо если каждый предмет (игрушка), привлекающая внимание малютки, в устах взрослого получает свое название. Тогда вы заметите, что малыш «готов» запоминать их. МАЛО того, у него появляются первые простейшие обобщения. Проведите следующий эксперимент. Подберите несколько разных куколок, расставьте их в поле зрения ребенка, сочетая с другими игрушками. Затем обратитесь к малышу с вопросом: «Где куколка? Где ляля?». Не торопитесь, дайте ребенку сориентироваться, повторите вопрос медленно. Ребенок укажет на свою куколку. «А где еще ляля?» — задайте второй вопрос. Если обобщение в понимаемой ребенком речи сложилось, он укажет вам и на других кукол. Так он будет отличать и иные знакомые предметы.

Если малыш выполняет ваши пожелания, значит, он научился обобщать не только идентичные, но и некоторые однородные предметы, находя их среди знакомого множества. Если же сын или дочка не понимают вас, значит, ребенок в ближайшем будущем овладеет сравнением и обобщением в действии. Ноему надо помочь. Покажите, например, что слово «шарик» обозначает любой круглый и прокатывающийся предмет (шарик от пирамидки, воздушный шар, пластиковые шары сухого бассейна и т.п.). Точно так же можно продемонстрировать и другие предметы, потому что слово-название несет в себе обобщающую функцию и ребенок начинает это усваивать практически. Действительно, слово «книга» обозначает не только одну конкретную книгу, но все книги; слово «чашка» относится ко всем предметам, предназначенным для питья, и т.п. Развитие функции обощения — это лишь начало развития мыслительной деятельности ребенка. Впереди — неповторимые особенности становления функций сравнения и обобщения в речевой практике и мышлении малыша. И все же первая «высота» им уже взята к 11—12 мес.

Поэтому с дидактической (обучающей) игрушкой малютка действует теперь по-другому: это уже не отдельные движения с одной-двумя игрушками, а целая цепь повторяющихся, однотипных действий с набором однородных предметов. Конечный результат этих действий — выполнить определенное задание, например поместить один в другой цветные колпачки; достать по одному из коробки шарики или протолкнуть их в шароброс, ориентируясь на величину отверстий; поместить грибочки в отверстия панели и т.п. Конечно, дитя учится взаимодействовать с игрушками методом проб и ошибок. Объективные свойства предметов учат его различным видам соотнесений. И вам необходимо ему помочь, если что-то не получается. Согласитесь, большой предмет невозможно вложить в малый, на толстый штырь нельзя нанизать шары с малым отверстием, а предметы, не имеющие сквозногоотверстия, вообще нельзя на что-либо нанизать; в круглое отверстие трудно протолкнуть большой кубик, имеющий углы, и т.п. Малыш познает все это на практике, и в результате действий с предметами у него начинает формироваться функция практическorо обобщения. . Ребенок начинает пользоваться усвоенными действиями и в других ситуациях. Вспомните, как вы учили малютку делать «ладушки», как играли в «прятки», «до свидания» и т.п. Т'еперь, стоит вам попросить сделать «ладушки», дитя выполняет вашу просьбу, а если вы попросите его сделать «до свидания», — ребенок машет всем, с кем прощается.

Какие еще достижения делает ваш малыш в этом возрасте? Новым можно считать включение в занятия и игры сюжетной, образной игрушки. Вы и раньше показывали крохе куколку, собачку, мишутку и др., обозначали соответствующим словом и затем спрашивали: «Где «ав-ав» (собачка)?», или «Где «га-га» (уточка)?». Теперь, на 11-м месяце, сюжетная игрушка выполняет более сложную функцию. Кукла для малыша имитирует ребенка (человека). Взрослый может выстраивать с игрушкой занимательные, несложные сюжеты, понятные малютке, например: куколка села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п. Или: зайка принес барабан, начал в него стучать ; мишутка сел в машину и поехал кататься, затем пригласил кататься куклу и т.п. Почему проигрывание этих сюжетов так необходимо ребенку? Каждая образная игрушка предназначена для показа действий живого существа: еСЛИ это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают и т.п., представляя интерес опять же для человека. Игровые сценки, , в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Малыш начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др. Целая палитра эмоций и чувств человека открывается ребенку посредством действий персонажа игры: плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит и пр.

Конечно, все эти картины должна «развернуть» перед сыном или дочкой мама. «Что хочет ля-ля? Спать, кушать, гулять?», «Что ля-ля делает?» — обращается она с вопросом к ребенку. Дитя не может еще ответить, и мама отвечает за него. Так ребенок учится понимать сюжеты, которые проигрываются перед его глазами. Главное, играть с ребенком не торопясь, некоторые эпизоды можно проиграть неоднократно, выдерживая паузы, меняя интонацию, давая возможность малышу «войти» в понимание сюжета и следить за его развитием.

Не слишком ли все это сложно для малыша? Нет. Показывайте ребенку сценки с куклой, придумывайте сюжеты, ситуации с образными игрушками. Так вы развиваете интеллект малютки и обогащаете его чувства.

Кроме того, перед ребенком, еще не умеющим играть с куклой, начинает разворачиваться в элементарной форме социальная действительность. Вместе с куклой в жизнь малыша входят образы животных, имитирующих ребенка, например собачка в платье, свинка в фартучке, слоненок в жилете, зайчик в штанишках, кошечка в шапочке и т.п. Все эти игрушки расширяют видение ребенка, делают окружающий мир более понятным и близким для него, способствуют развитию первых обобщений, так как имитируют малыша и его действия: кукла разговаривает, ест, пьет, спит, пляшет так же, как и он. У ребенка возрастает интерес к кукле и другим образным игрушкам. Однако дитя не сразу может повторить увиденное. Бывает, что его эмоции, разбушевавшиеся чувства провоцируют неадекватные действия с образной игрушкой, например, ребенок начинает трепать куклу за волосы, бросать на пол зайца, отгрызать нос мишке и т.д. В таких случаях немедленно остановите ребенка. Заберите игрушку, строго скажите: «Нельзя!»— и тут же покажите, как можно играть с куклой (мишкой, собачкой).

Как мы видим, развитие действий с образными игрушками во многом зависит от того, насколько повседневная жизнь ребенка наполнена впечатлениями, яркими наблюдениями окружающего (например, воробьи купаются в лужице, кошка греется на солнышке, ворона важно ходит по двору, дети играю в мяч и т.д.).

На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малютки. Малыш и раньше рассматривал рисунок на обоях, иллюстрации в календаре. Но теперь уже в плоскостном изображении дитя узнает знакомые игрушки: собачку («гав-гав»), куклу («ляля»), уточку («га-га») и др. Показ картинки желательно сочетать с показом игрушки. Узнавание игрушки на картинке — еще одна высота, взятая малышом. Картинка способствует совершенствованию функции обобщения и развития речи, при этом не следует допускать, чтобы ребенок рвал, мял, комкал изображение, неадекватное действие с картинкой необходимо прерывать так же, как и использование образной игрушки не по назначению.

Продолжайте наполнять жизнь малютки теплом, лаской, любовью, хотя теперь вам придется чаще откликаться на действия самого ребенка, хвалить сына или дочь по конкретному поводу (хорошо стоит на ножках, делает первые шаги, складывает кубики, катает мяч и т.п.). Ласковое слово побуждает малыша радовать вас еще и еще раз.

Итак, в содержательном «деловом» общении малыш становится свидетелем и участником дел и отношений взрослых. Дитя начинает отражать «в себе» их позицию к окружающему миру, то есть начинает копировать поведение, чувства и способ их выражения. Об этом следует помнить. Вы каждую секунду личным примером как бы «лепите», созидаете будущую личность ребенка. Вот почему педагогика младенчества является самостоятельной областью знаний, как и любая другая гуманитарная наука, и она непростая по своим педагогическим выкладкам. Но знать ее родителям необходимо. Иначе, не понимая возможностей и законов развития ребенка, вы не сможете с ним контактировать.

Автор статьи: Любовь Павлова
Источник: Журнал "Мама и малыш"

Источник: http://www.materinstvo.ru/art/1515/
gkir

Аватара пользователя
Админ
 
Возраст: 37
Имя: Кирилл

Сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают:
нет зарегистрированных пользователей