Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 



Наш календарь


Поиск на всём сайте:



Сейчас на конференции



В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Очистить cookies

Сообщить другу

Версия для печати

Текущее время:
06.12.2016 21:58

Часовой пояс: UTC + 1 час [ Летнее время ]



KINDER.RU
Интернет для детей

Сообщение 24.05.2007 19:10

Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках
Автор(ы): Абраменкова В. Выходные данные:

Оставив восьмимесячного младенца на попечение старшего брата, мать ушла в магазин. Старший мальчик играл в тамагочи и, когда малыш заплакал, не услышал писка игрушки. Тамагошка «умер» - младенец оказался в больнице с сотрясением мозга, у старшего мальчика сильнейший стресс. Забота о виртуальном «малыше» затмила чувства к реальному маленькому брату. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути. Манипулируя сознанием ребенка, он превратил его в раба игрушки, реальная любовь проиграла виртуальной...

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запечатляющиеся образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая же она - современная игрушка? И какой она должна быть? Своим взглядом на эту проблему делится с нашими читателями Вера Абраменкова, доктор психологических наук, профессор. Возможно, ее подход к этому вопросу, основанный на лучших традициях отечественной культуры и истории, на главных православных принципах, поможет родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек. Или хотя бы заставит задуматься перед покупкой очередной куклы или машинки: а нужна ли она моему ребенку? Какую психологическую и педагогическую информацию она несет в себе? Словом, поможет понять: игра - дело серьезное.


Немного истории

В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилетнего Саши - будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетельствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников (наставников) ее внуков. «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся.

Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда».

Российская царица справедливо замечала: «Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их... Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалять от их глаз и ушей все тому противное, как-то: печальные воображения или уныние наносящие рассказы, также ласкательства... Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать сними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, через который получили бы умножение знанию...». Мудрые рассуждения и наказы императрицы-бабушки! Они не утратили своей актуальности и по сей день.

В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т.п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и др.

Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровые постройки, не выбрасывали игрушки. Более того, наделяли их магической силой. Считалось, что они могут способствовать урожаю, богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Это хорошо понимали русские педагоги. Уже в 60-х годах XIX столетия К.Д. Ушинский, А.Я. Симанович и другие педагоги в своих методиках опирались на национальный опыт, используя детский фольклор, традиционные игрушки и игры. Самой ценной в этом плане признавалась самоделка, создаваемая ребенком в процессе самостоятельного труда и противостоявшая, по выражению русских педагогов, «грубым, пошлым и безнравственным фабричным игрушкам».

Об игре в бирюльки. Традиционная игрушка во все времена оказывала важное влияние на формирование души ребенка. Стоит вспомнить один исторический пример, оставшийся для большинства в поговорке, означающей что-то бессмысленное и пустое - «игра в бирюльки». Подлинный смысл этой игры известен сегодня лишь специалистам-историкам. Эта игра была достаточно популярна в русских, преимущественно крестьянских, семьях еще в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Имевшая свою «практическую задачу» - приучать детей к терпению, воспитывать способность концентрировать внимание, игра вместе с тем давала представление о сложности и взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире. «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок и соломенный крючочек. Идея состояла в том, что играющие из кучи по одной вытаскивали соломинки крючком, стараясь не задеть при этом весь ворох. Если он все-таки рассыпался, то следующую попытку делал другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное - с помощью вороха соломинок ребенок неосознанно получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого, - всю сложную систему взаимосвязей.

В наше время игру в бирюльки реконструировали, только теперь бирюльки делаются не из соломы, а из дерева. Кучу мелких предметов, похожих на вытянутые катушки из-под ниток, поочередно нужно разобрать маленьким крючком так, чтобы сама куча не рухнула, а соседние бирюльки не пошевелились. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Так продолжается, пока не разберется вся куча или пока кто-то из игроков не наберет условленного количества бирюлек. Я думаю, что игра имеет психотерапевтический эффект и может помочь в выработке усидчивости и внимания. Игрокам в бирюльки необходимо набраться не только терпения, но и доброжелательного отношения к товарищу по игре - без этого ничего не получится. А что, если, например, двум драчунам в качестве наказания предложить разобрать кучу бирюлек? Сначала, видимо, им будет трудно (бурлят эмоции: «Он первый полез!»; сжимаются кулаки: «Нет, он первый начал!» и пр.), но постепенно сама игра потребует, чтобы конфликт и агрессия ушли, «разобрались», как маленькие бирюльки.

О погремушках, побрякушках, тарахтушках. С давних пор существует обычай давать грудным детям погремушки. Этим игрушкам несколько тысяч лет. А более ста лет назад вокруг них возникли жаркие научные споры. Против погремушки «восстали» некоторые педагоги, имевшие непомерное стремление к научной подготовке детей с самых малых лет и серьезно уверявшие, что скрытый внутри погремушки предмет, производящий при движении шум, приучает ребенка к бездумности, так как причина шума ему не видна. Но другие возражали, что всякий шум сам по себе нравится ребенку, что уже очень важно. Шум, шелест, стук знакомят с понятиями «звук, тон, громкость», приучают регулировать качество и силу их воспроизведения. Безусловно, очень важно и то, что с определенного времени ребенок начинает соотносить собственные движения и появляющийся звук.

О мистике традиционных народных игрушек и их мудрой таинственной силе. После крещения Руси св. Владимиром многие обычаи и ритуалы, связанные с древними, языческими «игрушками», органично вплелись в православный религиозно-культурный контекст. Так, одна из излюбленных детских игрушек «дохристианского времени» - кораблик из коры деревьев или бересты, который запускали по ручью по первой воде, стал символизировать плавание «корабля спасения» (подобно библейскому ковчегу) по «водам» суетного «житейского моря». Традиционная русская игрушка в те самые незапамятные времена не была вытеснена из сферы каждодневной жизни. Это соответствовало и мироощущению русского человека, ногами стоящего на земле, а душой, сердцем - пребывающего в Горнем мире. В игрушке, несмотря на ее «привычность», таилось нечто сверхъестественное. Не случайно, к примеру, у кукол не вырисовывали лиц: опасались, что игрушка, имеющая лицо, оживет и будет жить своей собственной жизнью, что могло бы навредить человеку. Недаром неодушевленный предмет «кукла» в русском языке является одушевленным существительным, отвечающим на вопрос «кто?», а не «что?».

Что же касается влияния традиционной игрушки на сознание ребенка, то она воздействовала на все уровни ощущений - тактильный, звуковой, визуальный. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, теплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов.

А вот древние игрушечные «свистелки», по представлению наших предков призванные отгонять от ребенка нечистую силу, злых духов, были и первыми «музыкальными инструментами», с которыми сталкивался ребенок.

Рассматривая образную символическую картину мира древних славян, применительно к игрушкам можно вспомнить о том, что многие глиняные фигурки буквально усыпаны изображениями птиц. Птица - вестник небесного божественного мира - символизировала благодать Небесного Царства, радость ангельского пения, прославляющего Божий мир.

До сих пор в основе традиционных игрушек, которые изготавливают мастера Сергиева Посада, можно увидеть контур Креста.

В противоположность этим традициям так называемые «современные игрушки», чаще всего произведенные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», самостоятельного духовного и художественного творчества ребенка.


Зачем нужна игра?

Во-первых, игра - это школа произвольного поведения (Д.Б. Эльконин). Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три. Замри!». Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во-вторых, игра - школа морали в действии (А.Н. Леонтьев). Можно сколь угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

В-третьих, игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

По мнению русского историка и философа Василия Зеньковского, «игра - свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца.

Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для о
gkir

Аватара пользователя
Админ
 
Возраст: 37
Имя: Кирилл

Сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают:
нет зарегистрированных пользователей