Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 



Наш календарь


Поиск на всём сайте:



Сейчас на конференции



В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Очистить cookies

Сообщить другу

Версия для печати

Текущее время:
06.12.2016 21:46

Часовой пояс: UTC + 1 час [ Летнее время ]



KINDER.RU
Интернет для детей

Сообщение 24.05.2007 21:05

О популярных и непопулярных дошкольниках
Автор(ы): Е. О. Смирнова

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Если эти отношения складываются благополучно, если ребёнок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Обычно таких наиболее предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин "лидерство" достаточно трудно приложить к группе детского сада. При всём многообразии трактовок лидерства, его сущность понимается как способность к социальным воздействиям, к руководству и управлению другими. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-то групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех членов деятельности. Вместе с тем, не вызывает сомнений факт предпочтения определённых детей, их особой притягательности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей. Популярность, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи или с руководством какой-либо деятельностью, но она всегда отражает выраженное предпочтение данного человека (симпатию к нему) со стороны других.

Положение ребёнка в группе и отношение к нему со стороны сверстников обычно выясняется социометрическими методами, упрощёнными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы. Старшие дошкольники в 5-7 лет уже могут достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе можно задать ребёнку вопросы о его отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, а с кем дружить никогда не станет; кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он хотел сидеть за одним столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3 имени сверстников, с которыми они предпочли бы "жить в одном доме" или "плыть на одном корабле". Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых детей повторяются у нескольких детей. Вот эти дети, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.

Эти методики предназначены для психологов, которые обследуют группу детского сада. Интересно, что воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популярности ребёнка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность, воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных выборов.

Вместе с тем внимательные родители, наблюдающие своего ребёнка в группе сверстников, легко могут определить, насколько другие дети тянутся к нему, принимают в игру, или же напротив, избегают контактов с ним. И, главное, переживает ли ребёнок свою «отверженность», обижается на других или он уверен в расположении своих сверстников и особых переживаний по этому поводу у него нет.

Причины популярности и непопулярности ребёнка.

Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников и почему одни дети становятся привлекательными для большинства детей группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание?

Чтобы ответить на этот важный вопрос было проведено специальное исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей: их интеллект, общительность, инициативность в игре и пр.

Результаты оказались весьма неожиданными. Оказалось, что эти две группы детей практически не различались по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже способность к разрешению социальных проблем, не обеспечивают популярности ребёнка в группе сверстников.

По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих сверстников. Однако, здесь следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой. Обе эти крайние стратегии в равной мере отталкивают сверстников и делают ребёнка отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда обеспечивают признание и симпатии сверстников.

В отличие от этого все популярные дети занимали средние позиции по этим показателям. Однако, на этом основании нельзя сделать вывода о том, что эти средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась у многих других детей) сами по себе обеспечивают популярность ребёнка в группе сверстников.

Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Эти различия проявились в разных ситуациях.

Во-первых, популярные дети, в отличие от непопулярных, практически никогда не были безразличны к действиям сверстник, а и проявляли интерес к тому, что он делает. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников («у тебя ничего не получается», «ты только каляки умеешь рисовать») и навязывали свой замысел («Смотри, как надо делать правильно, рисуй как я»).

Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников отнюдь не обижали, а напротив радовали их, а промахи огорчали. Непопулярные дети либо оставались безразличными к оценке сверстника, либо реагировали неадекватно – расстраивались из-за чужих успехов и радовались в ответ на промахи и неудачи сверстников. Они не могли согласиться с высокой оценкой других детей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя («А у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше»). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали активное согласие и нескрываемую радость.

В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные не делали этого никогда.

И наконец, популярные дети, даже в позиции "обиженного" предпочитали разрешать конфликты мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные как правило находили разрешение конфликта в агрессивных действиях и угрозах. Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации (один ребёнок сломал игрушку другого) и спрашивают, что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: «Починил бы», «Взял бы другую игрушку», «Попросил, чтобы мне купили такую же». Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: «Убью», «Позову милиционера», «Стукну молотком по голове» и пр.

Итак, психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект, не творческие способности, не общительность и даже не организаторские способности, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как личностное. При таком отношении другой ребёнок является не средством самоутверждения и не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается его собственное Я. Личность ребёнка при этом открыта для других и внутренне связана с ними. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешным в сфере общения. Это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне связано с ними. Поэтому дети легко и без колебаний помогают сверстникам и делятся с ними, воспринимают чужие радости и огорчения, как свои.

Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Сравнение себя с другими, соревнование, конкуренция с необходимостью присутствуют в отношении одного человека к другому. Однако, у популярных детей, в отличие от непопулярных, всё это не является главным и основным. Защита, утверждение и признание своего Я не является для них специальной и единственной жизненной задачей. Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить обеспечивает признание других и утверждение ребёнка в группе сверстников. А что может быть дороже этого…

В отличие от этого, у детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчуждённое отношения к другим детям. Их главная задача в общении заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего Я. Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает самые разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих преимуществах (или недостатках). Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим. В связи с этим возникает важная и ответственная задача - помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении - либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность.

Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.

Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционный педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, а тем более поощрение и наказания) здесь бессильны. Такая задача может решаться не через интерпретацию художественных произведений, а в реальной практике детских отношений, в общении с конкретными детьми.

Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на её описании.

Задачей первого этапа является преодоление отчуждённой позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников может снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчёркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Или, одев «розовые очки» постараться увидеть в товарище как можно больше достоинств (особенно приятно, когда эти достоинства видят в тебе), или выбрать подарок для своего товарища и подарить его. Главная задача этих и подобных игр, показать "трудным" детям, что все остальные к ним нормально относятся и готовы сказать и сделать им что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые дети сами готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать все это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда такие дети слышат приятные слова в свой адрес, когда другие хвалят их и дарят им подарки, они перестают баловаться и шутить и получают нескрываемое удовольствие. Такое внимание и признание сверстников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

Следующая линия работы направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченый телефон", «Эхо» ,Зеркало","Где мы были мы не скажем, что делали покажем" и др.

Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке" или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений детей предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может объединить детей. Как показывает опыт, общая деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению вокруг общего продукта. Однако, приведённые выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором дети делают одно общее дело. Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах, где двое детей создают своё произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает детей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведём несколько примеров возможных занятий.

"Мозаика"
Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том, чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра и пр. По завершении работы каждое "произведение" показывается всем остальным, которые пытаются догадаться, что изобразили авторы.

"Рукавички"
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре даётся только 3 карандаша разного цвета.

"Рисуем домики"
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик, и рассказать, кто в нём живет.

Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Эти игры могут использовать не только воспитатели и психологи, но и родители. Везде, где ваш ребёнок встречается со сверстниками – в гостях, на детской площадке, за столом у Вас дома – можно попробовать направить внимание ребёнка на другого. Тем более, что эти игры не требуют специальных условий или оборудования. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель данных игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также, что данные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию. Каждый делает всё по-своему, как считает нужным.

Эту же стратегию можно реализовать не только в специальных играх, но и в повседневной жизни в семье. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на "хороших" и "плохих" может только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе (своей успешности, своей оценке) а о результате самой деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими и завоёвывать симпатию этих других. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобной стратегии в дошкольном возрасте способствует достижению этой цели, а значит и обеспечит признание ребёнка в группе сверстников.

Источник: http://psyparents.ru/index.php?view=art ... 4&full=yes
gkir

Аватара пользователя
Админ
 
Возраст: 37
Имя: Кирилл

Сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают:
нет зарегистрированных пользователей