Страница 1 из 1

Стимуляция нервно-психического развития в возрасте 4- 6 меся

Добавлено: 23.05.2007 20:36
gkir
И вновь мы вынуждены повторить - ни многостраничный труд, ни тем более единичная статья не в состоянии вместить не только описание, но и простое перечисление всех развивающих психику и моторику малыша действий родителей и близких людей. Потому что не существует, да и не должно существовать предела фантазии любящих и заботливых родителей, желающих вырастить своего ребенка здоровым, красивым и смышленым.

Всем, кто действительно готов затратить максимум усилий для достижения этой цели, не помешает ознакомиться с замечательной книгой Билла и Марты Серзов - в ней можно обнаружить не только полезные практические советы, но и потрясающую в своей убеждающей мощи идею сверхценности неразрывной связи между родителями и малышами. Эта идеология даст принявшему ее силы и способности сделать все именно так, как нужно. Потому что книга действительно способна научить матерей и отцов интуитивно принимать единственно верные решения в непростых ситуациях, коими, как известно, родительский труд буквально изобилует...

А пока что предлагаем Вам ознакомиться с ориентировочным минимумом развивающих воздействий, который обязателен и необходим - лишенные этого малыши и их родители имеют серьезные шансы в будущем познакомиться с грустным медицинским термином "психо-сенсорная депривация". А это знакомство, поверьте, совершенно излишне. Итак, необходимый минимум для развития ребенка возраста 4 - 6 месяцев:

Непременно продолжайте разговаривать с малышом - но уже не так, как раньше, а более информативно - рассказывая ему различные простые по сюжету истории, называя и показывая части тела и различные предметы обстановки. Не беда, что ребенок 4 - 6 месяцев еще физиологически не готов к уверенному овладению так называемой сенсорной речью - все это непременно пойдет на пользу в будущем. Периодически меняйте интонации, приучая ребенка различать эмоциональную окраску речи - при этом в общении должны безраздельно царить позитивные эмоции, конечно же. Зовите ребенка по имени - чем чаще, тем лучше. Добивайтесь того, чтобы малыш "говорил" с Вами - стимулируйте у
него ответные гуление и лепет.

Помимо информативности, разговоры с малышом этого возраста должны отличаться еще и, с позволения сказать, определенной... хитростью:) Под хитростью в данном случае понимается стимулирование у ребенка навыка обнаружения источника разговорной речи, расположенного вне прямой видимости малыша. Так что нужно регулярно "завязывать разговор" с ребенком, стоя не прямо перед ним, а находясь где-то в стороне. Малыши очень любят играть в прятки, так что Ваши усилия будут обязательно оценены по достоинству. Впрочем, для развития умения
локализовать источник звука полезно не только разговаривать таким "хитрым" образом, но и включать музыку, греметь погремушкой, звенеть в колокольчик и т.п.

Старайтесь максимально разнообразить спектр слышимых ребенком звуков. Период с 4 до 6 месяцев - это время, когда родителям не помешает прогуляться по магазинам в поисках всевозможных детских металлофонов, бубнов, простеньких электронных синтезаторов, а также компакт-кассет, дисков и прочих носителей разнообразной музыкальной информации. Пусть в жизни ребенка появится музыка - причем, музыка разная: исполняемая родителями "вживую" (неважно, наступал ли последним медведь на ухо, или не наступал) и музыка профессионально исполненная, записанная на что-либо и проигрываемая на чем-либо. Пусть это будет как специальная "детская" музыка, так и музыка вполне "взрослая" - из последней лучше использовать то, что действительно заслуживает оценки "замечательная". Не принципиально, современна ли, сложна ли такая музыка, или нет - главное, что бы в ней ощущался позитивный эмоциональный посыл ее создателя. И малыш это непременно оценит.

Обеспечьте работой зрительный анализатор ребенка - показывайте ему всевозможные предметы, различные как по форме, так и по окраске. В кроватке малыша или в манеже должны быть подвешены яркие ленты, и, конечно же, игрушки. Привлекательный внешний вид подвешенных разноцветных ленточек, погремушек, колокольчиков и т.д. не только заставляет ребенка внимательно рассматривать эти предметы, но и способствует развитию моторных умений - захватыванию рукой, например. По освоении ребенком навыка удерживать голову, носите его в вертикальном положении - так маленькому человеку видно гораздо больше, чем в положении лежа.

Крайне важно развивать у малыша и тактильную рецепцию кожи - умение оценивать предметы наощупь. Для этого полезно периодически предлагать ребенку для изучения не только пластмассовые погремушки, но и материалы самой разной фактуры - округлые и граненые деревянные предметы, лоскутки самой разнообразной материи (от шелка и кожи до парусины и велюра)... В общем, включите свою фантазию - только не забывайте о том, что давая малышу в ручки всевозможные предметы, следует предварительно позаботиться о санитарной безопасности последних.

Развитие моторики у ребенка в возрасте 4 -6 месяцев также является делом чрезвычайно важным. Думается, нет смысла дублировать описание общих действий, развивающих эту самую моторику - с таковым можно ознакомиться в статьях "Календаря", посвященных массажу, рефлекторным и другим физическим упражнениям, рассчитанным на малышей этого возраста. Остается лишь добавить, что игровое стимулирование крупной и мелкой моторики является прекрасным дополнением вышеозначенным развивающим физиопроцедурам. Например, для совершенствования мелких и точных моторных умений кистей рук ребенка нужно непременно использовать удобные для захвата предметы - погремушки с тонкими рукоятками, кольца от
детских пирамидок и др. Начиная с четырехмесячного возраста можно "провоцировать" малыша на осуществление поворотов на бок, показывая ему новую яркую игрушку сбоку, а не расположив ее прямо перед лежащим на спине ребенком. В возрасте 5 и 6 месяцев этим приемом можно добиться уже более "серьезных" поворотов - со спины на живот и с живота на спину, соответственно. В это же время нужно побуждать малыша к ползанию, подзывая его и привлекая внимания интересными ребенку предметами, помещенными впереди на некотором расстоянии.

Из "бытовых" навыков в возрасте 4 - 6 месяцев обычно
развивают два: умение "правильно" есть с ложки и привычку к горшку. Впрочем, второе многими педиатрами и родителями не считается обязательным - с тех пор, как высокотехнологичные одноразовые подгузники получили широкое распространение. Тем не менее, если кому-то из наших посетителей любопытно, каким образом проводится в этом возрасте приучение к горшку, сообщаем: пока что достаточно лишь периодически держать малыша над этой самой посудиной, произнося при этом универсальные мантры "пс-с-с-с" и "а-а-а-а". Необходимым для достижения прогресса условием является правильный выбор времени "высаживания на горшок" - это действо должно производиться после сна (если малыш проснулся сухим), перед таковым или во время активного бодрствования, в моменты когда мочеиспускание или дефекация весьма вероятны. Как "уловить" такие моменты? Спросите свою родительскую интуицию - она не должна подвести:)

Что же касается умения "правильно" есть с ложки, то под последним понимается уверенное снимание с нее пищи при помощи губ - так, как это обычно делаете Вы, уважаемые взрослые. Маленький же ребенок поначалу норовит не снимать пищу губами, а ссасывать ее. Обычно в период между 4 и 6 месяцами вводится так называемый тестирующий (обучающий) прикорм - пробные кормления полугустой пищей с ложки. При этом выясняется степень физиологической моторной готовности малыша к "взрослым" изменениям в его рационе - именно поэтому периодически "тренироваться" с ложкой в этом возрасте считается оправданным. Впрочем, не всегда - так что обсудите со своим педиатром необходимость развития этого умения у Вашего малыша.

Чем больше возраст ребенка, тем сложнее давать сколь-нибудь полные рекомендации по развитию его
нервно-психической сферы. Опыт родителей здесь попросту неоценим - и мы
искренне надеемся, что среди посетителей Мамы.ру найдется немало тех, кто готов поделиться своим опытом с другими. Пишите нам!
Источник http://www.mama.ru/baby/pregn/279/693/