Нужны ли детям ясли? (переводим всем миром :)
Добавлено: 24.11.2011 15:28
Источники: http://www.weltwoche.ch/ausgaben/2007-4 ... en-ke.html
http://www.maschinenbau.de/nachrichten- ... ippen.aspx
Дети не хотят в ясли
Повсюду поются хвалебные песни яслям. Заслужено ли? Психиатры выражают сомнение в такой заботе посторонними людьми. В первые три года жизни маленькие дети безусловно зависят от своих матерей.
Один из самых частых вопросов, которые приходится слушать будущей матери, звучит так: “У Вас уже есть место в детском саду?” Раньше можно было спросить беременную, рада ли она предстоящему рождению ребенка, есть ли у нее уже красивое платьице. Сегодня все сходятся во мнении, что новорожденному помимо детской коляски и ползунков также нужно иметь поданное заявление в ясли. Tages-Anzeiger написал в обвиняющем тоне статью, в которой рассказывается о многих детях, напрасно ожидающих мест в яслях из-за еще не рожденных. детей в очереди ожидания.
В Швейцарии с девяностых годов господствует настоящая ясельная эйфория. Каждый член совета общины и руководитель фирмы требует большее количество мест в яслях, т.к. это расценивается как верная политика в отношении семей и женщин. Между тем, отдавать детей на два дня в неделю представляется уже нормальной практикой. И почти никогда не задаются вопросом: А хорошо ли, когда груднички и маленькие дети остаются на попечении посторонних? Или это вредно? Находят ли ясли дети такими уж замечательными?
“Ясли – это то, чего дети не хотят”,- говорит немецкий биолог, специализирующийся на изучении человеческих отношений, Иоахим Бенсел. Он в течение многих лет проводит исследования на темы “детское развитие” и “забота о детях”. “В течение первых трех лет ясли бессмысленны,” - убежден и Отто Эдер – бывший вице-президент Швейцарского объединения по детско-юношеской психологии. Конечно, есть случаи, когда без них никак. Но однозначно лутше, когда с детьми проводить время мать или отец. Дитер Бюргин был долгие годы главным врачом детско-юношеской психиатрической университетской больницы в Базеле (сейчас он частный психоаналитик ). Вот его слова “Маленький ребенок ориентирован на малое количество окружающих его лиц – мать, отца, также бабушек и дедушек. Именно ими он “обустраивает” свой внутренний мир. Если дома хорошая обстановка и ребенку комфортно, то ясли хуже. Однако есть родители, которые не могут хорошо позаботиться о ребенке и построить доверительные отношения с ним. Для таких детей ясли – лучше, чем то, что их ждет дома.”
“В сто раз лучше себя ограничить и оставаться рядом с детьми”, - говори психолог Урсула Бюхли. Дети в яслях сильно привязываются к воспитательницам. Каждый раз, когда воспитательница увольняется, ребенок теряет человека, к которому он привязался. Бюхли находит “жестоким так травмировать ребенка”
Психоаналитик Анн Катрин Шерер ( Гамбург) занимается темой “ Забота о детях со стороны посторонних в раннем детском возрасте”. Она говорит, что в бывшем ГДР у многих людей проблемы с чувствами и глубокими отношениями. В ГДР детей массово отдавали в группы продленного дня. Даже если симптомы не четко указывают на причинно-следственную связь с тем, что детей с раннего детства отдавали на воспитание посторонним людям, то предпосылки заметны. Современные ясли вряд ли можно сравнивать с теми, основанными на повиновении и порядке, дневными детскими яслями тех времен. Но из научных исследований, связанных с грудничками, известно, что каждое расставание с матерью является фактором стресса. “Маленькие дети нуждаются в эксклюзивных отношениях”, - говорит она. “Поэтому мы, психоаналитики, очень скептически относимся к детским яслям”.
Мама ушла навсегда?
В первых 3 года жизни закладывается базовое доверие к миру. Кто его имеет, тот имеет стабильную психическую структуру. Мы не рождаемся с ним, мы должны его приобрести. Для этого нам нужна аффекторегулирующая мама, как её называют психологи. Она защищает малыша от слишком сильных перевозбуждений. «Как бы хорошо не была обучена обслуживающая персона , с точки зрения малыша она всегда является решением только в случае крайней нужды.» - говорит психоаналитик Шеерер. Это происходит потому, что малыши ещё не могут сохранять образ матери внутри себя, для того чтобы уметь себя утешить. Когда малыш не видит свою маму, то для него мама ушла навсегда.
Насколько ребенок уверен в своих привязанностях можно увидеть в следующей ситуации: Мама покидает комнату, ребенок остается один с чужим человеком. Ребенок, который имеет базовое доверие к миру, хоть и сбит с толку уходом матери, но быстро успокаивается. Он приветствует маму, когда она возвращается и его можно легко успокоить. Неуверенные дети сильнее сбиты с толку, когда мама уходит. Они орут и цепляются за маму. Возможно они оттолкнут маму, когда она вернется и этих детей тяжело успокоить. Третья возможная реакция это «неуверенность избегающие». Уход мамы не производит на ребенка никакого впечатления и он игнорирует маму, когда она возвращается .
Итак, не всегда, когда ребенок рано утром у двери яслей не протестует, это хороший знак. «Многие родители думают, что ребенок делает это с удовольствием», говорит Йоахим Бензель. На деле же,ребенок страдает молча.
Дети со стабильной эмоциональной базой лучше сотрудничают, они лучше переносят неудачи и играют дольше концентрировано. Дитер Бюргин лечит в своем психоаналитическом кабинете в Базеле также детей пострадавших от яслей. «Дети ходят год в ясли, потом их оттуда забирают, о них заботятся бабушки и дедушки, потом их снова ещё на пару лет отдают в другие ясли. Это будни, такое встречается во всех слоях населения». Последствия проявляются в признаках лишения: детям тяжело строить отношения, они гиперактивны, легко отвлекаются, агрессивнее и меньше доверяют себе и другим.
Бюргин занимается темой «Ясли» с тех пор как молодым врачом посмотрел фильм, который он никогда больше не смог забыть. Английские психоаналитики Джеймс и Джойс изучали реакции детей при расставании. Исследования проводили также в яслях в Лондоне. Тогда было принято, что мама отдавала детей на 10 дней в ясли, на время родов следующего ребенка. Супружеская пара Робертсон снимала мальчика Джона. Первые три дня он держался хорошо, ежедневно папа навещает его. Каждый раз он хочет уйти с папой, борется, протестует. В следующей фазе ребенок не может больше играть и он отчаялся. Папа замечает это, рассказывает маме, которая забирает ребенка на девятый день. Ребенок отворачивается от неё и с криком убегает. «Это так больно, смотреть на это, что это невозможно вынести», говорит Бюргин. Он показывал этот фильм своим студентам около 50 раз, и он никогда никого не оставил безучастным.
Когда Робертсоны в первый раз показали фильм, то профессиональная публика была глубоко возмущена. «Вы преступники», кричали они, «стоять , снимать и ничего при этом не предпринимать». «А ведь это происходит каждый день, везде» - говорит Бюргин. У Джона появились на много лет приступы ярости по отношению к своей матери, к его самому любимому человеку, которая тогда его так сильно заставила страдать. Бензель говорит: «Кто своего ребенка слишком много отдает, лишает себя самого чего-то и не должен позже удивляться дистанциям в отношениях»
О склонных к контакту детях
А что же с аргументами, выдвигаемыми родителями и "ориентированными на семью" политиками , в пользу яслей? Например то, что ясли способствуют ранней социализации ребенка и развитию коммуникативных навыков.
В первые три года ребенку для общения нужны всего несколько человек. Даже в яслях ребенок в первую очередь выбирает себе "близкого" человека из числа взрослых.
"Дети в 1,5 года способны на игру друг с другом только очень короткое время" говорит Йоахим Бензел. И это может подтвердить любая мама: маленькие дети играют зачастую рядом друг с другом, а не вместе. Социализация в группе еще едва ли возможна.
Теперь относительно коммуникативных навыков. Принято считать, что ребенок посещающий ясли привыкает к чужим детям вокруг и соответственно более быстро сходится с ними. Психолог Урсула Бюсхли же твердо убеждена в том, что ребенок воспитывающийся в атмосфере любви, ребенок обладающий хорошей самооценкой самостоятельно научится контактировать с другими нисколько не хуже. Если же в семье ребенок чувствует себя отодвинутым на второй план, чувствует себя ненужным - это отражается на всей его дальнейшей жизни. Да, он может вырасти очень коммуникабельным, но в тоже время неспособным на серьезные и глубокие отношения.
Естественно нет ничего хорошего в том, что ребенок растет один на один с мамой, в изоляции. Детский психиатр из Цюриха, Клаудио Моретти, постоянно имеет дело с робкими, боязливыми детьми, которые слишком много времени провели со своими робкими и боязливыми матерями. По его мнению ясли для таких детей - идеальный вариант.
Следующим аргументом в пользу яслей иногда выступает быстрое когнитивное развитие ребенка. И действительно дети, посещающие ясли, значительно быстрее расширяют свой словарный запас. Но не стоит забывать: слова можно выучить и позже, а вот раненное чувство собственного достоинства не восстановить никогда.
Совсем не мало мам уже в 6 месяцев отдают своих детей в ясли. Часто от них можно услышать следующее объяснение: чем раньше, тем лучше. Дети в таком возрасте ещё совершенно не понимают, кто за ними ухаживает, главное в том, что все их потребности удовлетворяют. Что ж, замечательный аргумент для самоуспокоения.
Но верно ли это? Дитер Бюргин, многие годы руководящий психиатрической клиникой для детей и подростков в Базеле, говорит, что нет. Те, кто утверждает подобное, должны посетить курс по психологии отношений ."Предположим, что ребенок провел 6 месяцев дома с мамой а потом отправляется на 50 % в ясли. Он теряет в отношениях с мамой 50 %"
К его мнению присоединяется немецкий исследователь Йоахим Бензел. Это совершенно неверно предполагать, что грудной ребенок не обращает внимания на то, что происходит вокруг. Просто его сигналы значительно менее заметны, чем у детей в год или два. Груднички меньше смеются, судорожно сжимаются и на лицах у них отражается страх. К тому же у них изменяется температура, что является одним из признаков стресса
Мнение, что грудничку все равно, кто его кормит и переодевает, было очень широко распространено ранее, но и сейчас ещё можно встретить его приверженцев. Детский психиатр Клаудио Моретти считает, что новорожденные не способны зафиксировать какую либо персону как маму. И очереди в ясли не становятся меньше.
Стресс для всех
Если домашняя обстановка в порядке, тогда ясли для ребенка являются ухудшением ситуации. Очень много условий должно быть соблюдено, чтобы ясли не вредили ребенку. Такие ясли будут очень дорогостоящими: требуется много персонала, и совсем не практикантов, а обученных воспитателей маленьких детей. За ребенком должно быть закреплено постоянно одно лицо, которое служит ему как бы заменой матери или тёти. Это лицо должно уметь “читать” все потребности ребенка. Не должно быть слишком много маленьких детей в яслях, иначе останется слишком мало времени на более взрослых. Привыкание должно происходить медленно. Это идеальные ясли.
Реальность же выглядит иначе. В яслях хотят обходиться минимальным количеством персонала. Предписано, что минимум 2 женщины ( одна с образованием, другая без) заботятся об одной группе, которая может насчитывать до 10 детей. В часы, когда детей приводят и забирают, и когда они нуждаются больше всего в утешении, разрешается до 7 детей на воспитательницу. Дитер Бюргин задаётся вопросом, насколько это является “соразмерным”.Он советует тем, кто поет гимн яслям, по утрам около дверей таких вот яслей постоять. Переутомленные матери, переутомленные дети, дети кричат. Воспитательницы должны их принять. Это стресс для всех присутствующих.
Важнейшим элементом является уполномоченное лицо- воспитательница, за которым прикрепляется малыш. Она утешает ребенка и даёт ему чувство защищённости. Но кто может запретить воспитательнице поменять работу или отказаться от нее? Останется ли она только потому что Лея или Давид в ней нуждаются? Вероятно нет. Расставание опечалит Лею или Давида и они вынуждены будут привыкать к новой воспитательнице
При большем количестве детей на воспитательницу едва ли она будет способна каждому ребенку дать то, что ему требуется. Некоторые педиатры придерживаются мнения, что дети способны сохранять свои эмоции до того момента, как они окажутся дома.Если у матери есть время и она после ужина не укладывает детей сразу спать, так как сама очень уставшая после работы, то она способна с этими детскими эмоциями поработать.
Рита Шулер, мать 3 детей и беременна четвертым, говорит, что “никогда, никогда, никогда не хотела бы отдать своих детей в ясли”. Интересным моментом является то, что она сама воспитательница с соответствующим образованием и раньше работала в яслях.” То, что происходило за дверями, мне не нравилось”, - говорит она. Детей обмывали холодной водой, если они по недосмотру мочились в штанишки. Или по команде на горшок. Что конечно родителям никогда не рассказывается. Хорошо, это было лет 20 назад, но все-таки в середине 80-ых, а не темных 30-ых годов. Когда её два сына были маленькими, Рита Шулер часто гуляли вокруг Цюрихского озера. Постоянно она видела в парке молодых девушек с их ясельными опекаемыми, каждая с коляской, справа ребенок, слева ребенок, немотивированные и безучастные. И слишком молодые. Каждый раз она думала «Этого не может быть, что мамы находят это прекрасным». И девушки носили джинсы, сквозь разрезы которых проглядывала их пятая точка. Рита Шулер считает, что воспитательница должны хотя бы минимально быть примером .
Как раз сотрудники ясель оценивают критическим взглядом матерей, которые отдают своих детей в ясли. И они лично считают это плохим. Это снова показали новые опросы, говорит Анна Катрин Шеерер.
Какое то подавленное настроение
Рано утром в яслях «Шмидхоф» в Цюрихе. Детей приводят одного за другим. Старшие дети несутся к игрушкам. У младших другая картина: Леандра очень плачет и цепляется за своего папу, 15-месячная Сераина висит у мамы на шее. 9-месячная Милена уползает, папа рассказывает, что у него до конца недели отпуск, «прекрасно» - говорит воспитательница и желает ему приятного отдыха в свободный день. Моритц пришел со своим осликом и овечкой под рукой. Он стоит потерянный, папа быстро идет к двери. Воспитательница говорит: Ну же, Моритц, ты не хочешь сказать папе «пока»?. Папа отвечает «Да всё равно» и исчезает. Моритц плачет, бойкая Емма толкает его, другой мальчик забирает его плюшевых зверей. Парочка детей сидит вокруг предварительно подготовленного Лего-конструктора. Воспитательница утешает Лео: «Ты сегодня только до обеда должен остаться». Потом наступает время перекуса, позже короткий «утренний кружок» с музыкой на диске, потом предобеденная прогулка.
Молодые сотрудницы очень приветливы с детьми, никакого ледяного душа или других издевательств. И всё равно чувствуется какая то странность. Репортер сама имеет детей такого возраста. Точно, отсутствует смех. Всё утро практически она не слышит смеха. Настроение какое то подавленное. Дети берут игрушку в руку, садятся к воспитательнице, но по настоящему довольными они не выглядят. Старшие же дети, напротив, очень веселятся, судя по шуму.
Почему не прислушиваются к критикам? Почему они не останавливают это? К примеру главврач на пенсии Дитер Бюргин? «Потому что это политика и дискуссия без предубеждений запрещена.» Кто на своих плакатах пишет, что все женщины должны работать, тот не может об этом говорить, потому что без ясель это невозможно. Кто считает, что женщины должны оставаться дома, тот боится это произнести, потому что он не хочет быть выставлен как реакционер. Анн Катрин Шеерер тоже была задвинута в «антиженский» лагерь. Обсуждение самочувствия детей считается «непрактичным». В Германии тоже во всю силу открывают ясли. Профессиональная деятельность, говорит Дитер Бюргин, оценивается у нас в 20 раз выше, чем воспитание детей. Воспитание детей это для глупых, для тех, кто не может работать. Матери выполняют тяжелую эмоциональную работу, вот только никто её вечером не видит. «А ведь это самое большое благо общества, то, что матери дают своим малышам». Шеерер говорит, что при продолжительности жизни в 80 лет три года для ребенка это не много. «Матерям и детям должно быть предоставлено это время».
( перевод общий)
http://www.maschinenbau.de/nachrichten- ... ippen.aspx
Дети не хотят в ясли
Повсюду поются хвалебные песни яслям. Заслужено ли? Психиатры выражают сомнение в такой заботе посторонними людьми. В первые три года жизни маленькие дети безусловно зависят от своих матерей.
Один из самых частых вопросов, которые приходится слушать будущей матери, звучит так: “У Вас уже есть место в детском саду?” Раньше можно было спросить беременную, рада ли она предстоящему рождению ребенка, есть ли у нее уже красивое платьице. Сегодня все сходятся во мнении, что новорожденному помимо детской коляски и ползунков также нужно иметь поданное заявление в ясли. Tages-Anzeiger написал в обвиняющем тоне статью, в которой рассказывается о многих детях, напрасно ожидающих мест в яслях из-за еще не рожденных. детей в очереди ожидания.
В Швейцарии с девяностых годов господствует настоящая ясельная эйфория. Каждый член совета общины и руководитель фирмы требует большее количество мест в яслях, т.к. это расценивается как верная политика в отношении семей и женщин. Между тем, отдавать детей на два дня в неделю представляется уже нормальной практикой. И почти никогда не задаются вопросом: А хорошо ли, когда груднички и маленькие дети остаются на попечении посторонних? Или это вредно? Находят ли ясли дети такими уж замечательными?
“Ясли – это то, чего дети не хотят”,- говорит немецкий биолог, специализирующийся на изучении человеческих отношений, Иоахим Бенсел. Он в течение многих лет проводит исследования на темы “детское развитие” и “забота о детях”. “В течение первых трех лет ясли бессмысленны,” - убежден и Отто Эдер – бывший вице-президент Швейцарского объединения по детско-юношеской психологии. Конечно, есть случаи, когда без них никак. Но однозначно лутше, когда с детьми проводить время мать или отец. Дитер Бюргин был долгие годы главным врачом детско-юношеской психиатрической университетской больницы в Базеле (сейчас он частный психоаналитик ). Вот его слова “Маленький ребенок ориентирован на малое количество окружающих его лиц – мать, отца, также бабушек и дедушек. Именно ими он “обустраивает” свой внутренний мир. Если дома хорошая обстановка и ребенку комфортно, то ясли хуже. Однако есть родители, которые не могут хорошо позаботиться о ребенке и построить доверительные отношения с ним. Для таких детей ясли – лучше, чем то, что их ждет дома.”
“В сто раз лучше себя ограничить и оставаться рядом с детьми”, - говори психолог Урсула Бюхли. Дети в яслях сильно привязываются к воспитательницам. Каждый раз, когда воспитательница увольняется, ребенок теряет человека, к которому он привязался. Бюхли находит “жестоким так травмировать ребенка”
Психоаналитик Анн Катрин Шерер ( Гамбург) занимается темой “ Забота о детях со стороны посторонних в раннем детском возрасте”. Она говорит, что в бывшем ГДР у многих людей проблемы с чувствами и глубокими отношениями. В ГДР детей массово отдавали в группы продленного дня. Даже если симптомы не четко указывают на причинно-следственную связь с тем, что детей с раннего детства отдавали на воспитание посторонним людям, то предпосылки заметны. Современные ясли вряд ли можно сравнивать с теми, основанными на повиновении и порядке, дневными детскими яслями тех времен. Но из научных исследований, связанных с грудничками, известно, что каждое расставание с матерью является фактором стресса. “Маленькие дети нуждаются в эксклюзивных отношениях”, - говорит она. “Поэтому мы, психоаналитики, очень скептически относимся к детским яслям”.
Мама ушла навсегда?
В первых 3 года жизни закладывается базовое доверие к миру. Кто его имеет, тот имеет стабильную психическую структуру. Мы не рождаемся с ним, мы должны его приобрести. Для этого нам нужна аффекторегулирующая мама, как её называют психологи. Она защищает малыша от слишком сильных перевозбуждений. «Как бы хорошо не была обучена обслуживающая персона , с точки зрения малыша она всегда является решением только в случае крайней нужды.» - говорит психоаналитик Шеерер. Это происходит потому, что малыши ещё не могут сохранять образ матери внутри себя, для того чтобы уметь себя утешить. Когда малыш не видит свою маму, то для него мама ушла навсегда.
Насколько ребенок уверен в своих привязанностях можно увидеть в следующей ситуации: Мама покидает комнату, ребенок остается один с чужим человеком. Ребенок, который имеет базовое доверие к миру, хоть и сбит с толку уходом матери, но быстро успокаивается. Он приветствует маму, когда она возвращается и его можно легко успокоить. Неуверенные дети сильнее сбиты с толку, когда мама уходит. Они орут и цепляются за маму. Возможно они оттолкнут маму, когда она вернется и этих детей тяжело успокоить. Третья возможная реакция это «неуверенность избегающие». Уход мамы не производит на ребенка никакого впечатления и он игнорирует маму, когда она возвращается .
Итак, не всегда, когда ребенок рано утром у двери яслей не протестует, это хороший знак. «Многие родители думают, что ребенок делает это с удовольствием», говорит Йоахим Бензель. На деле же,ребенок страдает молча.
Дети со стабильной эмоциональной базой лучше сотрудничают, они лучше переносят неудачи и играют дольше концентрировано. Дитер Бюргин лечит в своем психоаналитическом кабинете в Базеле также детей пострадавших от яслей. «Дети ходят год в ясли, потом их оттуда забирают, о них заботятся бабушки и дедушки, потом их снова ещё на пару лет отдают в другие ясли. Это будни, такое встречается во всех слоях населения». Последствия проявляются в признаках лишения: детям тяжело строить отношения, они гиперактивны, легко отвлекаются, агрессивнее и меньше доверяют себе и другим.
Бюргин занимается темой «Ясли» с тех пор как молодым врачом посмотрел фильм, который он никогда больше не смог забыть. Английские психоаналитики Джеймс и Джойс изучали реакции детей при расставании. Исследования проводили также в яслях в Лондоне. Тогда было принято, что мама отдавала детей на 10 дней в ясли, на время родов следующего ребенка. Супружеская пара Робертсон снимала мальчика Джона. Первые три дня он держался хорошо, ежедневно папа навещает его. Каждый раз он хочет уйти с папой, борется, протестует. В следующей фазе ребенок не может больше играть и он отчаялся. Папа замечает это, рассказывает маме, которая забирает ребенка на девятый день. Ребенок отворачивается от неё и с криком убегает. «Это так больно, смотреть на это, что это невозможно вынести», говорит Бюргин. Он показывал этот фильм своим студентам около 50 раз, и он никогда никого не оставил безучастным.
Когда Робертсоны в первый раз показали фильм, то профессиональная публика была глубоко возмущена. «Вы преступники», кричали они, «стоять , снимать и ничего при этом не предпринимать». «А ведь это происходит каждый день, везде» - говорит Бюргин. У Джона появились на много лет приступы ярости по отношению к своей матери, к его самому любимому человеку, которая тогда его так сильно заставила страдать. Бензель говорит: «Кто своего ребенка слишком много отдает, лишает себя самого чего-то и не должен позже удивляться дистанциям в отношениях»
О склонных к контакту детях
А что же с аргументами, выдвигаемыми родителями и "ориентированными на семью" политиками , в пользу яслей? Например то, что ясли способствуют ранней социализации ребенка и развитию коммуникативных навыков.
В первые три года ребенку для общения нужны всего несколько человек. Даже в яслях ребенок в первую очередь выбирает себе "близкого" человека из числа взрослых.
"Дети в 1,5 года способны на игру друг с другом только очень короткое время" говорит Йоахим Бензел. И это может подтвердить любая мама: маленькие дети играют зачастую рядом друг с другом, а не вместе. Социализация в группе еще едва ли возможна.
Теперь относительно коммуникативных навыков. Принято считать, что ребенок посещающий ясли привыкает к чужим детям вокруг и соответственно более быстро сходится с ними. Психолог Урсула Бюсхли же твердо убеждена в том, что ребенок воспитывающийся в атмосфере любви, ребенок обладающий хорошей самооценкой самостоятельно научится контактировать с другими нисколько не хуже. Если же в семье ребенок чувствует себя отодвинутым на второй план, чувствует себя ненужным - это отражается на всей его дальнейшей жизни. Да, он может вырасти очень коммуникабельным, но в тоже время неспособным на серьезные и глубокие отношения.
Естественно нет ничего хорошего в том, что ребенок растет один на один с мамой, в изоляции. Детский психиатр из Цюриха, Клаудио Моретти, постоянно имеет дело с робкими, боязливыми детьми, которые слишком много времени провели со своими робкими и боязливыми матерями. По его мнению ясли для таких детей - идеальный вариант.
Следующим аргументом в пользу яслей иногда выступает быстрое когнитивное развитие ребенка. И действительно дети, посещающие ясли, значительно быстрее расширяют свой словарный запас. Но не стоит забывать: слова можно выучить и позже, а вот раненное чувство собственного достоинства не восстановить никогда.
Совсем не мало мам уже в 6 месяцев отдают своих детей в ясли. Часто от них можно услышать следующее объяснение: чем раньше, тем лучше. Дети в таком возрасте ещё совершенно не понимают, кто за ними ухаживает, главное в том, что все их потребности удовлетворяют. Что ж, замечательный аргумент для самоуспокоения.
Но верно ли это? Дитер Бюргин, многие годы руководящий психиатрической клиникой для детей и подростков в Базеле, говорит, что нет. Те, кто утверждает подобное, должны посетить курс по психологии отношений ."Предположим, что ребенок провел 6 месяцев дома с мамой а потом отправляется на 50 % в ясли. Он теряет в отношениях с мамой 50 %"
К его мнению присоединяется немецкий исследователь Йоахим Бензел. Это совершенно неверно предполагать, что грудной ребенок не обращает внимания на то, что происходит вокруг. Просто его сигналы значительно менее заметны, чем у детей в год или два. Груднички меньше смеются, судорожно сжимаются и на лицах у них отражается страх. К тому же у них изменяется температура, что является одним из признаков стресса
Мнение, что грудничку все равно, кто его кормит и переодевает, было очень широко распространено ранее, но и сейчас ещё можно встретить его приверженцев. Детский психиатр Клаудио Моретти считает, что новорожденные не способны зафиксировать какую либо персону как маму. И очереди в ясли не становятся меньше.
Стресс для всех
Если домашняя обстановка в порядке, тогда ясли для ребенка являются ухудшением ситуации. Очень много условий должно быть соблюдено, чтобы ясли не вредили ребенку. Такие ясли будут очень дорогостоящими: требуется много персонала, и совсем не практикантов, а обученных воспитателей маленьких детей. За ребенком должно быть закреплено постоянно одно лицо, которое служит ему как бы заменой матери или тёти. Это лицо должно уметь “читать” все потребности ребенка. Не должно быть слишком много маленьких детей в яслях, иначе останется слишком мало времени на более взрослых. Привыкание должно происходить медленно. Это идеальные ясли.
Реальность же выглядит иначе. В яслях хотят обходиться минимальным количеством персонала. Предписано, что минимум 2 женщины ( одна с образованием, другая без) заботятся об одной группе, которая может насчитывать до 10 детей. В часы, когда детей приводят и забирают, и когда они нуждаются больше всего в утешении, разрешается до 7 детей на воспитательницу. Дитер Бюргин задаётся вопросом, насколько это является “соразмерным”.Он советует тем, кто поет гимн яслям, по утрам около дверей таких вот яслей постоять. Переутомленные матери, переутомленные дети, дети кричат. Воспитательницы должны их принять. Это стресс для всех присутствующих.
Важнейшим элементом является уполномоченное лицо- воспитательница, за которым прикрепляется малыш. Она утешает ребенка и даёт ему чувство защищённости. Но кто может запретить воспитательнице поменять работу или отказаться от нее? Останется ли она только потому что Лея или Давид в ней нуждаются? Вероятно нет. Расставание опечалит Лею или Давида и они вынуждены будут привыкать к новой воспитательнице
При большем количестве детей на воспитательницу едва ли она будет способна каждому ребенку дать то, что ему требуется. Некоторые педиатры придерживаются мнения, что дети способны сохранять свои эмоции до того момента, как они окажутся дома.Если у матери есть время и она после ужина не укладывает детей сразу спать, так как сама очень уставшая после работы, то она способна с этими детскими эмоциями поработать.
Рита Шулер, мать 3 детей и беременна четвертым, говорит, что “никогда, никогда, никогда не хотела бы отдать своих детей в ясли”. Интересным моментом является то, что она сама воспитательница с соответствующим образованием и раньше работала в яслях.” То, что происходило за дверями, мне не нравилось”, - говорит она. Детей обмывали холодной водой, если они по недосмотру мочились в штанишки. Или по команде на горшок. Что конечно родителям никогда не рассказывается. Хорошо, это было лет 20 назад, но все-таки в середине 80-ых, а не темных 30-ых годов. Когда её два сына были маленькими, Рита Шулер часто гуляли вокруг Цюрихского озера. Постоянно она видела в парке молодых девушек с их ясельными опекаемыми, каждая с коляской, справа ребенок, слева ребенок, немотивированные и безучастные. И слишком молодые. Каждый раз она думала «Этого не может быть, что мамы находят это прекрасным». И девушки носили джинсы, сквозь разрезы которых проглядывала их пятая точка. Рита Шулер считает, что воспитательница должны хотя бы минимально быть примером .
Как раз сотрудники ясель оценивают критическим взглядом матерей, которые отдают своих детей в ясли. И они лично считают это плохим. Это снова показали новые опросы, говорит Анна Катрин Шеерер.
Какое то подавленное настроение
Рано утром в яслях «Шмидхоф» в Цюрихе. Детей приводят одного за другим. Старшие дети несутся к игрушкам. У младших другая картина: Леандра очень плачет и цепляется за своего папу, 15-месячная Сераина висит у мамы на шее. 9-месячная Милена уползает, папа рассказывает, что у него до конца недели отпуск, «прекрасно» - говорит воспитательница и желает ему приятного отдыха в свободный день. Моритц пришел со своим осликом и овечкой под рукой. Он стоит потерянный, папа быстро идет к двери. Воспитательница говорит: Ну же, Моритц, ты не хочешь сказать папе «пока»?. Папа отвечает «Да всё равно» и исчезает. Моритц плачет, бойкая Емма толкает его, другой мальчик забирает его плюшевых зверей. Парочка детей сидит вокруг предварительно подготовленного Лего-конструктора. Воспитательница утешает Лео: «Ты сегодня только до обеда должен остаться». Потом наступает время перекуса, позже короткий «утренний кружок» с музыкой на диске, потом предобеденная прогулка.
Молодые сотрудницы очень приветливы с детьми, никакого ледяного душа или других издевательств. И всё равно чувствуется какая то странность. Репортер сама имеет детей такого возраста. Точно, отсутствует смех. Всё утро практически она не слышит смеха. Настроение какое то подавленное. Дети берут игрушку в руку, садятся к воспитательнице, но по настоящему довольными они не выглядят. Старшие же дети, напротив, очень веселятся, судя по шуму.
Почему не прислушиваются к критикам? Почему они не останавливают это? К примеру главврач на пенсии Дитер Бюргин? «Потому что это политика и дискуссия без предубеждений запрещена.» Кто на своих плакатах пишет, что все женщины должны работать, тот не может об этом говорить, потому что без ясель это невозможно. Кто считает, что женщины должны оставаться дома, тот боится это произнести, потому что он не хочет быть выставлен как реакционер. Анн Катрин Шеерер тоже была задвинута в «антиженский» лагерь. Обсуждение самочувствия детей считается «непрактичным». В Германии тоже во всю силу открывают ясли. Профессиональная деятельность, говорит Дитер Бюргин, оценивается у нас в 20 раз выше, чем воспитание детей. Воспитание детей это для глупых, для тех, кто не может работать. Матери выполняют тяжелую эмоциональную работу, вот только никто её вечером не видит. «А ведь это самое большое благо общества, то, что матери дают своим малышам». Шеерер говорит, что при продолжительности жизни в 80 лет три года для ребенка это не много. «Матерям и детям должно быть предоставлено это время».
( перевод общий)