Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Отправить тему по email

Версия для печати

Текущее время: 28.03.2024 23:05

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy


Аватара пользователя
gkir
Админ
Сообщения:1646
Зарегистрирован:09.10.2009 14:30
Имя:Кирилл
Контактная информация:
Он начал рано говорить

Сообщение gkir » 24.05.2007 13:41

В наши дни очень много говорится о раннем развитии детей. Темп жизни стремительно нарастает, и к малышам общество предъявляет новые требования. Например, отправляясь в школу, ребенок уже должен уметь читать и писать, а также иметь достаточно четкую и развернутую картину мира, то есть быть достаточно эрудированным. Это, конечно, не значит, что без данных навыков его не возьмут в первый класс, просто этим самым он будет сильно отличаться от других всесторонне развитых родителями и всевозможными методиками детей
В любом случае, чему бы вы ни стремились как можно раньше научить свое чадо, имейте в виду, что для успешного формирования всего вышеперечисленного и накапливания достаточного количества знаний важно, в первую очередь, развивать речь своего малыша.

Язык - это слепок мира. Причем, в нем отражена не только окружающая действительность, но и внутренний мир человека, а также традиции и национальные особенности народа, на нем говорящего. Речь - важнейший инструмент для введения маленького человека в нашу с вами взрослую жизнь. Раннее речевое развитие значительно облегчает процесс общения с малышом, а ему, в свою очередь, проще «говорить с миром». Лишь до двух - двух с половиной лет ребенок думает вслух, затем этот процесс навсегда скрывается от посторонних ушей. А ведь это очень увлекательно - «видеть» ход мыслей своего крохи. Наблюдать за становлением его мышления.
Конечно, есть и другие, более практичные, преимущества того, что кроха говорит. Вы всегда знаете, чего он хочет, чем именно недоволен. Безусловно, у большинства мам телепатическая связь со своими малышами, они и без слов прекрасно их понимают. Но все равно существуют нюансы, о которых можно рассказать только словами.
И потом, как это ни банально звучит, но если ребенок говорит, с ним можно разговаривать. А это, кроме очевидной радости общения с самым родным существом, еще и дальнейшее развитие его речи.

Что вижу, то и говорю
Давайте возьмем за аксиому, что ребенок - это полноправная личность, друг со своими особенностями, чудачествами, талантами, не знающий ничего об этом мире, но пришедший с любовью к вам и огромным любопытством.
Разговаривайте с крохой как можно больше с самого рождения. Раскрывайте ему о новом для него и таком знакомом нам мире своими словами. Носите по квартире, называйте предметы интерьера и все, что попадается вам на глаза.
Рассказывайте, чем вы занимаетесь, что бы вы ни делали. Получается такой бесконечный рассказ-описание вашей совместной деятельности с паузами на сон и другие обстоятельства. «Сейчас, солнышко, мы пойдем в ванную и будем купаться. Вот какая приятная водичка, теплая, намылим твои ручки, ножки...» Говорите младенцу о своих чувствах, особенно о своей любви к нему и радости, что он теперь у вас есть.
Только не сюсюкайте, не употребляйте неправильные слова и их формы, типа бибика (машина), бах (упадешь). Ваша речь служит образцом подражания для малыша. Даже для такого карапуза. Стройте правильные развернутые предложения, старайтесь сделать вашу речь богаче. Она не должна быть слишком медленной или преувеличенно оживленной. Разговаривайте с крохой, как с равным, но с особой душевной интонацией. С интонацией, в которой сквозит ваша к нему любовь и интерес. Пусть чадо чувствует, что он не глуповатый центр вселенной, к которому обращены неестественно радостные эмоции всех окружающих, а полноправный участник жизни. Его уважают и любят, с удовольствием вводят в курс дела и обо всем рассказывают.
Говорите о том, что вам интересно. Ребенок чувствует ваши эмоции и живой интерес и запоминает такие вещи гораздо лучше. Чуть подросшего малыша можно заинтересовать массой захватывающих вещей и ситуаций на улице и дома. Только не проходите мимо, спеша по своим обычным делам. Остановитесь на секунду и замрите в изумлении, увидев великолепный закат. «Смотри, малыш, какая луна сегодня! Круглая, сияет на черном бархатном небе». «Взгляни, зайчонок, первые весенние листочки. Видишь, какие они нежные, ярко-салатовые и еще немножко липкие. Потрогай!» Возможно, нам самим придется для этого стать детьми и увидеть «незамыленным» детским взглядом красоту этого мира, но ведь мы от этого только выиграем! Не так ли?!

Спи, моя радость, усни...
В колыбельных, потешках, присказках опять же раскрывается картина мира. Ночь сменяет день, козы бодаются, в лесу живет серый волк, а звездочки светят с небес. Это не так наглядно, как в приемах, описанных выше, но зато здесь заложена вековая народная мудрость, ваши эмоции и интересные звуковые сочетания. Огромную роль в запоминании играют и повторы. Вы поете малышу одни и те же песни на ночь, рассказываете потешки в схожих ситуациях, занимаете и смешите его одними и теми же «козой» и «сорокой-белобокой», и он их запоминает. Сначала звуки, интонации, потом начинает понимать отдельные слова, и, наконец, кроха знает это наизусть. Но и после этого не переставайте петь ему и рассказывать эти колыбельные, потешки. Повторение одного и того же слово в слово имеет и психологическую основу. Не даром, став немного старше, ваше сокровище будет в двадцатый раз за день просить рассказать ему про колобка или спеть про зеленого попугая. Кроха еще так мало знает об этом огромном мире. Он плачет от непонятного шума в грозу, сильный порыв ветра может ввести его в ступор, а незнакомый дядя с бородой показаться страшным великаном. А здесь его островок уверенности. Он точно знает, какое яичко снесла Ряба и почему бодалась знакомая коза.

Сила слова
Литература имеет огромное значение для развития речи. Словарный запас хорошего детского писателя или поэта, как правило, богаче и разнообразнее нашего бытового лексикона. Причем в качественных изданиях для самых маленьких содержится много красочных иллюстраций, показывая на которые можно продемонстрировать малышу практически все, о чем говорится в произведении. Таким образом, происходит дальнейшее расширение представлений малыша о мире, а его словарный запас, хоть пока и пассивный, пополняется хорошими, грамотными речевыми образцами.
Ребенок, с детства привыкший получать удовольствие от чтения, с большой долей вероятности будет продолжать читать и во взрослой жизни. Это непременно отразится на его грамотности, выразительности речи и эрудиции.
Возникает вопрос, с какого возраста начинать читать ребенку? Первые книжки можно приобрести для крохи месяцев в пять-шесть, но предварительно стоит позаниматься с чадом по картинкам. Дело в том, что малыш не воспринимает двухмерные изображения, точнее, не соотносит их с изображенным предметом. Они для него лишь яркие пятна на бумаге. А потому необходимо подготовить 2-4 игрушки, хорошо знакомые малышу, например мячик, утенка, мишку и собачку. А также крупные, четкие и, главное, похожие их изображения на картинке. Выбрав время, когда кроха активен, сядьте напротив него и начните свой «урок». Спрячьте все приготовленные предметы за спиной, покажите малышу одну из игрушек со словами: «Смотри, это мячик». Повторите название несколько раз. Затем уберите мячик и покажите его изображение со словами: «А вот мячик на картинке». То же самое проделайте с остальными предметами. Занятие не должно быть долгим. Закончите его, когда малыш еще полон интереса к вашему «методическому материалу». Важно только делать это регулярно, и вскоре вы увидите, что кроха начинает различать изображения. Через некоторое время он ответит вам, где мишка и где мишка на картинке. Наслаждайтесь общением и игрой. Когда чадо будет свободно показывать или смотреть в правильном направлении, то есть вы поймете, что он усвоил материал, расширьте круг предметов. Важно, чтобы ребенок четко усвоил разницу между игрушкой и картинкой.
Первые книги должны быть короткими, красочными, прочными - малыш непременно попробует их на зубок. И лучше, если это будут стихи.
Покажите крохе книгу, пусть он исследует ее, удовлетворив первый порыв любопытства. Затем откройте первую страницу, покажите все картинки на ней, расскажите, кто что делает. И начинайте выразительно читать. Не нужно читать слишком медленно. Ваша речь должна быть слегка степеннее обычной, но более четкой. Делайте паузы, давая малышу время «переварить» услышанное. Пусть библиотечка вашего ребенка растет. В дальнейшем необязательно будет сопровождать картинкой каждую фразу, достаточно нескольких изображений на страницу. Продолжайте указывать на них малышу, когда о них идет речь в произведении. Попробуйте перейти к первым сказкам, чутко следя за реакцией своего маленького слушателя. Некоторые дети долго воспринимают лишь рифмованные повествования. Но и в этом случае у вас обширнейшие возможности приобщения крохи к нашему богатому литературному наследию - от Пушкина до Михалкова, Чуковского, Маршака.
Читая с карапузом, вы вспомните и выучите заново много стихов. Это пригодится вам в тех ситуациях, когда читать неудобно, но надо чем-то занять своего непоседу.
Когда ребенок хорошо освоится в своей библиотечке и немного подрастет (7-9 месяцев), можно переходить к активному слушанию. Просите теперь его показывать предметы на картинках книги, о которых идет речь. Следующая ступень - делайте пропуски и просите малыша говорить недостающее слово. Конечно, это нужно делать, когда он уже произносит звуки, обозначающие разные слова.
- Вдруг навстречу мой хороший, мой любимый...
- Ди!
Точно также поступайте и когда рассказываете крохе знакомые стихи наизусть. Объясняйте ребенку незнакомые слова, встречающиеся в тексте, но не зацикливайтесь на этом, делайте это постепенно, ни в одно прочтение. В противном случае кроха может потерять нить повествования.
Ближе к 2 годам можно переходить к обсуждению прочитанного. Спросите, кто малышу понравился больше всего, кто его любимый герой, почему он сделал то-то, пошел туда-то. Переходите к вопросам по тексту. Кто нес бабушке пирожки, кого колобок повстречал сначала... Можно делать это в форме своеобразной викторины, когда вся семья собирается вместе и взрослые по очереди задают вопросы. Можно играть в вопрос - ответ вдвоем с малышом. Не забывайте хвалить его за правильные ответы, смеяться, шутить, тогда он полюбит эти обсуждения.

Рассказывать рассказы
Этот прием может подстегнуть развитие речи ребенка. Его следует вводить, когда малыш уже произносит первые слова или звуки, их обозначающие - примерно с года.
Рассказы в данном случае - это описание интересной ситуации, пережитой вами совместно с ребенком и сильно его впечатлившей.
Например, малыш катался на качелях, и вдруг по небу пролетел вертолет. Вы, конечно, покажите на него крохе, скажите, что он большой, белый, что у него крутится пропеллер, а внутри, в кабине, сидит дядя и нажимает на кнопки, управляет вертолетом. А по дороге домой можно сочинить про это рассказ. Например, такой:
Сегодня Ваня катался на качелях, и вдруг высоко в небе пролетел вертолет. Он был большой и красный. У него крутился пропеллер. Внутри сидел дядя-пилот и нажимал на кнопки.
Когда придете домой, предложите малышу рассказать о происшествии папе, но уже делайте пропуски самых значимых слов, пусть ребенок тоже участвует в рассказе. Периодически возвращайтесь к вашему произведению. Создавайте «копилку» таких коротеньких рассказов, описывающих эмоционально значимые для маленького человека события. Позже малыш сам будет просить рассказать тот или иной случай. Например, вы говорите: «Давай расскажем...», и он заканчивает фразу.
Во время рассказа тренируется зрительная и слуховая память, ребенок учится вести последовательное повествование, у него закладывается представление о ходе времени, о том, что было сначала, а что потом. В таких рассказах должна быть простая, часто употребляемая лексика, но обязательно грамотная.

Исправление ошибок
Естественно, на первых порах, а иногда и довольно долго, малыш будет делать много ошибок. Неправильно употреблять слова, недопонимая их смысл, не согласовывать члены предложения в роде, числе и падеже, просто неверно произносить слова. Детские ошибки часто настолько нелепы и забавны, что вызывают улыбку и даже хохот. Но исправлять их все-таки надо, иначе, приняв ваше веселье за одобрение, кроха долго будет коверкать язык. Делать это надо ненавязчиво, не говоря, как правильно надо сказать, а дублируя реплику чада, как бы переспрашивая или соглашаясь с ней, озвучивая при этом верный вариант.
Например:
- Мама, смотри, сколько много котенков!
- Да, дочка, надо же, сколько здесь котят!
- Дай мне чачу!
- Ты хочешь, чтобы я дала тебе чашку?
Довольно большая трудность - научить кроху правильно употреблять личные местоимения, особенно «я» и «ты», и, вообще, говорить о себе от первого лица. Большинство детей описывают свои действия в третьем лице (Катя строит башню). Это происходит оттого, что все родственники именно так, как правило, и разговаривают с ребенком. Видимо, в нашей стране принята такая модель общения с грудными детьми. Самое неудобное в этих ошибках заключается в том, что их нельзя исправить описанным выше способом, иначе происходит их «отзеркаливание». Например, малыш говорит про себя: «Ты хочешь пить». Если вы переспросите или согласитесь, получится то же самое.
Как быть? Во-первых, следить за собой и обращаться к малышу только «ты» или «Катя, хочешь...». То же самое стоит попросить делать всех взрослых, с которыми ребенок общается. Главное здесь заложить в ребенка правильные речевые образцы.
Например:
- Ты на фотографии!
- Ты хочешь сказать: «Я на фотографии»?
- Я на фотографии!
В любом случае очень важно исправлять ошибки мягко, незаметно, не прерывая процесса общения и не отбивая у малыша того эмоционального настроя, с которым он стремится познать мир и разделить эту радость с вами. Он должен чувствовать, что обмен информацией и эмоциями с ним для вас гораздо важнее исправления ошибок, и вы выслушаете его в любом случае, даже если пока он что-то говорит не так.
Автор: Назарова Евгения . лингвист

Источник:http://www.nanya.ru/opit/10250