Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Отправить тему по email

Версия для печати

Текущее время: 19.03.2024 11:40

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy


Аватара пользователя
gkir
Админ
Сообщения:1646
Зарегистрирован:09.10.2009 14:30
Имя:Кирилл
Контактная информация:
Возрастные кризисы детства и что с ними делать?

Сообщение gkir » 24.05.2007 21:13

Возрастные кризисы детства и что с ними делать?

Он-лайн консультация психолога и логопеда


C 22 по 28 января в форуме "Малыши от года до трех" на сайте Eva.Ru проходила онлайн-консультация по теме Возрастные кризисы детства и что с ними делать?".

На ваши вопросы отвечали специалисты клуба раннего развития «Ого-Годики» семейного центра «Ого-Город»:

* детский психолог
Шкурина Елена Владимировна

* педагог-психолог
Миронова Екатерина Владимировна

* логопед-дефектолог
Василькова Екатерина Борисовна

* логопед
Легостаева Ольга Тофиковна

* психоневролог
Черкасов Василий Геннадьевич

Ниже мы приводим вопросы, прозвучавшие на консультации, и ответы на них.


Вопрос: Ребенок пошел в сад вроде без слез. Но я вот думаю, что это может и не очень хорошо? Ребенок стал более агрессивным, может закричать, ударить. Что делать?

Ответ: То, что Ваш сын (к сожалению, Вы не указали его возраст) пошел в детский сад без слез, вероятнее всего, свидетельствует о его готовности к детскому саду и высокой степени адаптации к нему. Хотя, в некоторых случаях, "спокойствие" может быть и индивидуальной реакцией на стресс. Тут важно понимать, с удовольствием ли ребенок идет в детский сад, что он там делает, общается ли с другими детьми и т.д.

То, что он стал агрессивным, также может быть защитной реакцией или формой подражания действиям других детей с целью социализации в группе. Такое поведение может вызывать и неумением общаться, выражать свои чувства и желания социально приемлемыми способами. В любом случае, советую Вам не наказывать ребёнка, а попытаться разобраться в ситуации, поговорив с ним, воспитателями, с детским психологом дошкольного учреждения. При необходимости Вы можете обратиться за консультацией в случае, если агрессивные реакции не пройдут сами по себе.


Вопрос: Дочке 1,8. Примерно месяц назад у нас начались "беспричинные" истерики. Например: просит куклу и ноет, даю куклу - бросает и уже ревет. Папа книжку не читай, только мама. Просится ко мне на руки почти постоянно и требует, чтобы я стояла, сидеть "не резрешает" (я всегда много её носила, но не постоянно). Посто истерики стараюсь игнорировать, а вот как быть в тех случаях, когда просится на руки, - не знаю.

Ответ: Ваша девочка подрастает и все настойчивее пытается добиться желаемого известным ей с младенчества способом - плачем. Раньше это действовало, и мама спешила удовлетворить все ее желания, так что-же случилось теперь? Вот тот вопрос, который встает перед ребенком. И как получить на него ответ? Согласитесь, это не просто для ребенка неполных 2-х лет. Для этого ей нужна Ваша помощь и время. Покажите, как можно выразить свое желание не плачем, а словами, жестами. Спокойно и настойчиво объясняйте словом и делом, что, хотя Вы ее очень любите, не все ее желания подлежат обязательному выполнению.

Если Вы решили отучить ее от рук, то не берите ее на руки, или берите только в случае крайней необходимости, доступно объяснив ей причину такого поведения (например, она подросла и стала слишком тяжелая и т.п.). Не забывайте при этом говорить девочке, что если Вы не берете ее на руки, это не означает, что Вы стали любить ее меньше. В доказательство почаще обнимайте дочку, целуйте ее.


Вопрос: Мальчику 1год 9 месяцев. Говорит только "мама" и "папа". Остальное - жесты и звуки. Знает 4 цвета, 3 фигуры и 10 букв - показывает и называет их (звуки). С одной стороны - спокойно можно "ждать до 3 лет - всё индивидуально*, с другой - мне кажется, что проблема есть. Ребенок очень хорошо объясняет жестами (нет мотивации говорить, т.к. все его хорошо понимают). Например, если хочет печенье, берет азбуку и открывает букву П с нарисованным печеньем, и показывает на ротик. С другой стороны - активно и целенаправленно учила его говорить слово "дай" - заметно, что сложно ему выговарить звук "й". Ближе к "н'" получается. И с минуту сосредотачивается, перед тем как сказать. Еще возникло ощущение, что он не хочет говорить. Очень большая просьба, посоветуйте как заниматься с мальчиком, как вести себя? К большому сожалению в нашем городе очень мало логопедов, и те до 3 лет не хотят слушать ничего.

Ответ: В данном возрасте не стоит требовать от ребенка четкого произношения звуков. Главное - создавать у ребенка потребность в речи. Например, учить его просить что-то не жестом, а словами: "Дай биби", "мама дай" и т. д. Можно разучивать и обыгрывать с ребенком различные стихи и песенки (для начала можно добавлять слова). Обучение грамоте лучше отложить до старшего дошкольного возраста.

Говорите внятно, простыми фразами, с выразительной интонацией. Сразу же отзывайтесь на все высказывания ребенка. Хвалите малыша за любую попытку что-то сказать. Для активизации речи старайтесь задавать меньше вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», для этого давайте сразу два слова-образца на выбор: «Тебе дать куклу или машинку (биби)?». Давайте ребенку возможность выбирать еду, одежду, игрушки. Говорите только о том, что происходит «здесь и сейчас», о том, что актуально для ребенка. Можно ввести ритуалы: то, что повторяется каждый день, не должно меняться, может сопровождаться стихами, песенками, запевками.


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как следует себя вести в случае с детьми би-трилингвами? Детям 1 год (близнецы), я русскоязычная, муж голландец, так сложилось, что между собой мы с мужем говорим на английском языке. Один из детей уже говорит простые слова, типа: мама-дай-дай-нямням и т.д. Второй ребенок молчит или издает только звуки, совсем недавно начал говорить баба, оба понимают обращение к ним и на русском и на голландском языках. На что же следует обратить внимание? Использовать ли методики раннего развития для обучения (я очень хочу, чтобы дети говорили на русском)? Книжки пока не читаю, они у меня их просто рвут из рук и жуют, слушают диски с песенками на русском, рассказываю стишки (те, что помню), стараюсь говорить, показываю предметы и называю их и т.д.

Ответ: Вы столкнулись с проблемой, характерной для семей, где общение происходит на двух и более языках. С года у детей начинается интенсивное речевое развитие. И даже если они говорят совсем мало, то у них накапливается так называемый пассивный словарь, т.е. они учатся понимать значения различных слов. С одной стороны - они будут слышать дома английскую речь (родители общаются на этом языке). Но огромную роль будет играть и то, на каком языке вы обращаетесь к малышам. Если у Вас есть возможность найти пособия по раннему развитию - было бы очень хорошо, во многих из них есть много полезных и веселых игр, которые не только помогут речевому развитию Ваших детей, но и не дадут им скучать.

Очень хорошая идея с детскими песенками (русская речь всегда на слуху, под них еще можно двигаться, танцевать). А что касается детских книжек, то в возрасте одного года очень хорошо воспринимаются детьми детские потешки и коротенькие стихи ( возьмите что-нибудь из нашей детской "классики", например, Маршака, Барто "Игрушки"), они вполне доступны пониманию детей годовалого возраста, но их еще можно и обыгрывать - малышам очень нравится.


Вопрос: Моему сыну 3г4м., двуязычный (живем в Америке). Понимает оба языка, говорит в основном на английском. Говорить начал позже сверстников, и сейчас еще далеко до нормального уровня, но при двуязычии меня это не очень беспокоит. Волнует следующее - он в определенных буквосочетаниях переставляет буквы. Самое наглядное и устойчивое, это если слово начинается с СП (СПина, СПать), он говорит ПС (ПСина, ПСать). Даже если прошу медленно произнести слово, отделяя первую С, все равно ему трудно дается произнести правильно. Подскажите, это "нормальный" дефект, который пройдет с возрастом и развитием речи, или уже сейчас нужно предпринимать какие-то логопедические меры?

Ответ: У детей в возрасте 3-4 лет довольно часто бывают сложности в произнесение слов со стечением согласных. Это связано с тем, что каждый согласный звук имеет свой артикуляционный уклад и переключиться сразу с одного на другой ребенку бывает сложно. Прислушайтесь к его речи - перестановки звуков характерны только для каких -то определенных сочетаний согласных или для всех слов, где произносятся 2-3 согласных подряд? В любом случае большую пользу может принести артикуляционная гимнастика ( специальные упражнения для губ , языка), а также упражнения для развития фонематического слуха. Если Вам это интересно, то мы можем дать рекомендации по этим направлениям работы.


Вопрос: Есть парень 2,5 года. И родители, которые начали сомневаться в умении ребенка создавать причинно-следственные связи ;). То есть нет у ребенка понимания, что за каким-то его действием ВСЕГДА наступает такое-то действие родителей. Все признаки кризиса 3-х лет налицо с отрицаниями, истериками и прочими "прелестями". Вопрос - сколько еще проживут родители, которые не могут найти способа управления своим чадом? ;)

Ответ: Хочу Вас успокоить: проживете долго! Однако, если Вы все-таки найдете те самые "способы управления своим чадом", то жизнь станет намного приятнее. Поэтому советую Вам набраться терпения и приложить для этого все усилия. То, что Вы начали сомневаться в умении ребенка создавать причинно-следственные связи, уже хорошо, т.к. в этом возрасте ему это недоступно. По мере взросления придется Вам научить ребенка и этому. Ваше "ВСЕГДА" обращает на себя внимание. Интересно, что за ним стоит?

Вы пишите, что ребенок в семье второй. Может быть, в этом кроется причина столь острого протекания кризиса, а может это и не кризис вовсе?

Ваше письмо не проясняет ситуацию, а порождает новые вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, прежде чем советовать Вам что-либо конкретное. Приходите. Поговорим.


Вопрос: Сыну 3,3г. Две недели назад, когда болел начались ночью приступы страха. Просыпается со сдавленными криками, трясется, дрожит, хочет сказать, но не может, заикается. Ребенок очень покладистый, эмоциональный, в сад не ходит, только Монтессори на 4 часа 3 раза в неделю, ему нравится. Есть младший брат, 1,9г. Ревность и соперничество присутствует. Скажите, нужно ли делать ЭХО головы, или это "само пройдет"? Начала давать фенибут (1/4 днем и за час до сна). Но на этой неделе опять 2 раза случилось (когда папа уехал в командировку).

Ответ: По результатам современных исследований западных неврологов ночные приступы страха - это доброкачественные явления сна, которые проходят самостоятельно к 4 года, и происходят из-за несбалансированности систем возбуждения и торможения у маленького ребёнка. Эхо-исследование в данном случае имеет малую эффективность, а после обследования врачи могут назначить лекарственную терапию. Постарайтесь пока обойтись без приёма лишних препаратов. Самой важное - это создать необходмые условия для хорошего сна ребёнка: хвойные ванны, приглушённый свет, тихие и релаксационные игры перед сном, доброжелательное отношение всех членов семьи, ритуал засыпания. Если приступы страха будут продолжать Вас беспокоить и дальше, то обратитесь на консультацию психоневролога.


Вопрос: Дочке 2.10. Около 4 месяцев назад стала жутко боятся пауков. Может среди ночи проснуться и в слезах сильно кричать: "паук меня укусил", при этом ни в кровати, ни дома, конечно же, паука нет. Если говорить: "нет, тебе приснилось", отвечает: "нет, это был паук, и он укусил". Говорим, что паука выгнали, после чего продолжает спать снова. Пока не сделаем вид, что посмотрели кроватку не ложится, а потом спит дальше. Так происходит не часто, но последнее время чаще. С чем это может быть связано, может переутомляется? Ничего страшного с пауками не читали, только "Муха-Цокотуха" ,но там она даже говорит, что паук хороший, так как в книге он нарисован очень добрым.

Ответ: Страх пауков и животных является типичным для ребёнка 2-2,5 лет. Постепенно он уходит и может заменяться другими возрастными страхами (темноты, одиночества, врачей, уколов и т.д.).

Если страх превышает нормальный уровень реагирования на ситуацию, его вызвавшую, то можно говорить о неврозе стрха или невротических реакциях. Причинами могут быть пережитый стресс (необязательно связанный с видом пауков), сложности семейных взаимоотношений, нервное перенапряжение. В данной случае страх пауков может быть вторичным. Например, ребёнок долгое время провёл в больнице, где видел тараканов или пауков. В результате страх болезни, уколов породил страх пауков. Возможно, что бывает очень часто, ребёнка кто-то напугал в Ваше отсутствие (показами страшных фильмов).

В период с 2,5 до 3,5 лет начинается возрастной кризис 3 лет, когда ребёнок становится особенно чувствительным и избирательным по отношению в усваиваемой информации. Кризис усиливает любые переживания ребёнка. Поэтому стоит разобраться, является страх первичным или вторичным, нормальным или невротическим.

В детской психотерапии наиболее распространённым методом работы со страхами является игровая терапия или арттерапия. Думаю, страх пауков со временем пройдёт. Если же он будет беспокоить и дальше, то обязательно обратитесь на консультацию детского психолога.


Вопрос: Подскажите, пожалуйста, хороший способ отучения ребёнка от груди. Хороший, в смысле безболезненный для психики. Так складываются обстоятельства, что примерно в мае мне придётся лечь на обследование примерно на 2-3 недели в больницу, сответственно, ГВ при этом исключено. Я и так "затянула" с этой процедурой на 2 с лишним года из-за беременности и родов, так что уже точно ПОРА.

Дочь до сих пор очень тянется к груди. По режиму дня она сейчас получает грудь только утром и "на полдник". Т.е. один раз левую, один раз правую в сутки. Ночные кормления она сама "отменила", что заметно упрощает задачу. Но иногда она подходит в течение дня и, со словами "сись" или "няй", начинает задирать у меня футболку. Я иногда даю, но в основном стараюсь её переключить на что-то другое (не заменяя её просьбу соком или другой едой), на игрушки, например. Конечно есть таблетки для угнетения лактации, но проблема-то не в кол-ве молока, а в психике ребёнка...

Ответ: Вы всё делаете правильно и постепенно! Процесс отучения от груди начинается уже тогда, когда ребёнок получает какую-либо другую еду вместо грудного молока.

Рекомендую Вам следующее.

# Предлагайте ребёнку вместо груди что-то другое приятное - прогулки, подвижные или тихие игры. Лучше это делать не в домашних условиях, а в новой обстановке. Попробуйте посещать развивающие группы в детских центрах.
# Важно, чтобы мама не меньше, а даже больше времени проводила с малышом на момент отучения (начните с отказа от дневного кормления) - гладила его по головке, целовала, кормила с ложечки, играла с ним.
# Отучая от груди, следите за тем, чтобы пища ребёнка была максимально разнообразной и подходящей по возрасту. Попробуйте ввести новые прикормы, которые не использовали раннее. Только обязательно следите, появляются ли аллергические реакции.
# Если сосательный рефлекс ребёнка всё ещё не удовлетворён, то попробуйте предложить ему бутылочку или соску вместо груди. Но здесь важно чувствовать меру. Отучить от соски тоже бывает крайне непросто.
# Всегда держите поблизости вещи, которые привлекают Вашего ребёнка, - фрукты, резиновые или деревянные игрушки. Предлагайте ему чаще пить чистую воду из кружки.
Отказ от крмление пройдёт легче, если часть обязанностей по уходу за ребёнком в эти дни или принятые часы кормления сможет взять на себя отец или бабушка.
# Избегайте ситуаций, которые могут вызвать у ребёнка воспоминания о кормлении. Например, не используйте Ваше любимое кресло, где Вы привыкли кормить малыша грудью.

# Женщины часто прибегают к крайним мерам при отучении от груди - горчица, пластырь и др. Подобные методы не всегда эффективны, а могут привести к нежелательным последствиям - эмоциональному стрессу, нарушениям пищеварения.


Напоминаем, что здесь представлена только часть вопросов и ответов, прозвучавших на консультации. Все остальные вопросы и ответы можно найти здесь.

16.03.2007

Источник информации: http://www.eva.ru/articles/psychology2.htm