Страница 1 из 1

Иностранный язык для дошколенка

Добавлено: 24.05.2007 13:38
gkir
Иностранный язык для дошколенка

Сегодня практически все мамы и папы стремятся дать своему чаду возможность изучать иностранный, чаще всего английский, язык. Что это - дань моде или действительно важный и желательный элемент развития малыша? Попробуем разобраться.

В дошкольный период маленький человек впитывает знания словно губка. Малыш запоминает, пусть пассивно, но практически все. Многие лингвисты считают, что пик природных языковых способностей человека приходится именно на дошкольный возраст, а потом эти способности к 12-14 годам неумолимо угасают. Им на смену приходят другие механизмы овладения языком, иначе бы людей, говорящих на иностранных языках, было катастрофически мало.
Раннее начало знакомства с чужим языком стимулирует развитие лингвистических способностей крохи, его «языковое чутье». Это настраивает ребенка на восприятие нового языка, незаметно помогает малышу освоить основы подхода к его изучению. Именно у человека, начавшего изучать иностранный язык в раннем детстве, выше шансы продемонстрировать уверенность, легкость и спонтанность речи, то, что по-английски мы назовем «fluency». Его словарный запас будет шире, причем «доставать» слова, выученные еще ребенком, из глубин своей памяти окажется легче. Не будем забывать и о значительных возможностях воспитания и развития личности средствами языка.
Итак, мы можем вынести вердикт: учить дошколенка иностранному языку можно и нужно, но обязательно учитывая несколько важных моментов.

Когда начинать?
Большинство специалистов приходят к мнению, что лучший возраст для начала занятий - 4-5 лет. Мы не рассматриваем ситуацию, когда ребенок растет в двуязычной семье и постигает второй язык с рождения. Малыш в этом возрасте «бегает» на родном языке, так что можно делать первые шаги и в иностранном направлении. Кроха уже дифференцирует русский язык и английский (французский, немецкий) и вполне осознает, что и как он говорит. Он умеет (или учится) взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. Так что дети готовы постигать азы заморского языка в 4-5 лет, хотя, безусловно, возможны индивидуальные колебания в ту или иную сторону.

Какой язык предпочесть?
Безусловный фаворит здесь, конечно, английский. Причины очевидны, хотя в силу всего вышесказанного благотворным будет изучение любого языка, просто английский предлагается гораздо чаще и педагогов, работающих именно с этим языком, найти гораздо проще. Кстати, о педагогах...

Кто и как будет учить малыша?
Первый учитель - фигура очень важная, во многом определяющая дальнейшие успехи ребенка, формирующая отношение к процессу постижения языка. Нередко можно услышать рассказы родителей, как им удалось уговорить блестящую переводчицу (преподавателя ВУЗа, женщину, прожившую десять лет в Лондоне...) позаниматься с их чадом, вот только дитятко почему-то возненавидело и эти занятия, и чужеземный язык заодно.
Первый учитель иностранного языка должен быть талантливым профессионалом, хорошо знающим и понимающим психологию маленьких детей, эмоциональным, открытым, доброжелательным. Такой педагог будет с неподдельным интересом играть с малышами, петь песни, разыгрывать сценки, мастерить и делать еще множество интересных вещей. Это самая «игровая форма» занятий, которую многие обещают, но не все обеспечивают. А ведь игра - основа процесса обучения в дошкольном периоде. Для педагога, работающего с дошколятами, на первый план выходят методика и грамотная организация занятий. Преподаватель, скорее всего, будет использовать метод устного опережения - устный курс без раннего введения элементов письма и чтения.

Есть ли противопоказания для раннего изучения иностранного языка?
Первое, что приходит на ум, когда задумываешься о возможных препятствиях, - логопедические проблемы наших крох. Наверняка, многие слышали от логопедов: «Какой вам английский?! Вы по-русски сначала научитесь как следует говорить!»
Существует несколько точек зрения по этому вопросу. Одна из них совпадает с вышеизложенной: пока не решены проблемы звукопроизношения на родном языке, даже нечего браться за другой. Другие специалисты полагают, что грамотная (!) работа с артикуляционным аппаратом в процессе освоения иностранного языка только поможет формированию правильной речи и на родном языке. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. Это означает, что перед началом занятий необходимо проконсультироваться с логопедом. Если проблемы действительно серьезны, стоит подождать, причем это могут быть не только и не столько сложности с произношением звуков. Если же нет, то вполне возможно, что артикуляционный аппарат вашего чада только выиграет от раннего старта в изучении иностранного языка.

Где же все это будет происходить?
Вариантов несколько.
Вы можете пригласить преподавателя домой, и малыш будет заниматься индивидуально или в компании друзей, в зависимости от ваших возможностей, в том числе и финансовых, и темперамента ребенка. Это отличный способ приобщить чадо к иностранному языку при условии, что репетитор окажется тем самым профессионалом, умеющим работать с дошкольниками.
Сегодня во многих детских садах предлагается изучение иностранного (опять-таки чаще всего английского) языка. Это удобно и достаточно эффективно, но пожелания остаются почти теми же - должная квалификация преподавателя плюс возможность заниматься в небольшой группе. Ведь согласитесь, что двадцать человек - это слишком много при изучении языка и для взрослых, и тем более для дошколят. В лучшем случае ваше чадо запомнит пару-тройку песенок и стихотворений и несколько слов, что само по себе неплохо, но слишком мало.
Для старта можно также выбрать занятия в дошкольной группе языковой школы.
Отработанная методика, квалифицированные преподаватели, соответствующая обстановка - вот преимущества этого пути.
Наконец, если вы чувствуете для этого силы и обладаете достаточными знаниями, можете попробовать в роли педагога... себя. Вариант спорный, но не безнадежный. Проконсультируйтесь, по возможности, со специалистом, приготовьте игрушки, картинки, кассеты, занимательные учебники (с книгой для учителя)... и приступайте!
Что касается учебников, то на сегодняшний день выбор красочных пособий для детей с увлекательными заданиями, видео- и аудиокассетами, CD - не ограничен. Но опять же, все зависит от педагога, от его умения грамотно построить занятия, добавить что-то необходимое или убрать лишнее, чтобы с помощью учебника стимулировать интерес детей к процессу обучения.
Давайте честно признаемся себе, что нам очень скоро захочется увидеть результаты своего малыша и похвастаться его успехами. Сразу поймите, что у всех детей процесс обучения пойдет по-разному. Дошкольникам необходим значительный промежуток времени, прежде чем элементы языка, которые они понимают, станут языком, который они будут способны использовать. Кто-то очень быстро воспроизведет первые фразы, а кто-то надолго задержится на стадии пассивного освоения языка, будет копить знания, а потом неожиданно выдаст их в полном объеме. Не стоит забывать об особенностях памяти наших маленьких учеников: долговременная еще недостаточно развита, поэтому «сегодня помню, завтра забыл».

А что же требуется от родителей?
Искреннее, но ненавязчивое внимание к занятиям малыша, элементарная помощь - включить кассету, нарисовать картинку, повторить стихотворение... и похвала! Ведь основным стимулом в этом возрасте является интерес ребенка к занятиям и чувство успеха.

Автор: Каравайко Наталья
По материалам сайта Nanya.ru
Источник: http://www.joxx.ru/newsnew-1010.html