Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Отправить тему по email

Версия для печати

Текущее время: 29.03.2024 07:36

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy


Аватара пользователя
gkir
Админ
Сообщения:1646
Зарегистрирован:09.10.2009 14:30
Имя:Кирилл
Контактная информация:
Принципы подбора детской библиотеки

Сообщение gkir » 24.05.2007 13:40

Принципы подбора детской библиотеки

Приучать к чтению следует с самого раннего детства. У младенца хорошая память, стихи и сказки, прозвучавшие у колыбели, всплывут через годы и останутся навсегда. А голоса родителей укрепят силу слов — ведь все, что дают взрослые, ценно и важно для малыша.

Первые книжки — простые стишки с картинками, сказки про Колобка, Машеньку и храброго мышонка. Первые уроки — книгу не рвут и не пачкают, к ней относятся бережно и с уважением. Первые буквы, сложенные в слова… И вот в четыре-пять лет малыш начинает читать сам. Какие книги должны быть в доме?

Следует подбирать самые разнообразные произведения — чем шире разброс тем и авторов, тем лучше формируется кругозор ребенка.
Обязательно нужны всевозможные научно-популярные книги — о космосе, о животных, о природе, детские энциклопедии и.д. Важно, чтобы они были занимательны, любопытны, хорошо проиллюстрированы, написаны простым и живым языком, без сюсюканья, но и без лишней зауми. В идеале — чтобы взрослым членам семьи самим было любопытно проглядывать эти тома.

Лучше, если в библиотеку войдет несколько художественных альбомов — с самого нежного возраста показывать малышу репродукции классиков и рассказывать — о живописцах и сюжетах картин.

Полезны книги по истории и сопутствующим дисциплинам, биографии великих людей, рассказы об исторических событиях, происхождении человека и развитии цивилизации. История учит думать и сопоставлять факты, а романтический флер героев и великих деяний помогает впитывать и воспринимать информацию.

Для полного усвоения материала хорошо, когда в одном пособии пересекаются разные дисциплины. «Песнь о Гайавате» — прекрасные стихи и одновременно этнографический материал по американским индейцам. «Путешествие Нильса» изначально созданное как пособие по истории и географии Швеции. Одна из любимых книг детства — «История цветов» — очаровательный, любовно и бережно написанный гербарий с перечислением редких и самых обыкновенных лекарственных трав средней полосы России. Описание трав и цветов, чудные фотографии, рассказы о целебных свойствах, применении их в медицине от древности до наших дней — и легенда, сказка к каждому цветку. А дальше любопытный ребенок задает вопросы — кто такой Плиний Старший, чем знаменит Парацельс и почему в блокаду люди ели крапиву...

Список художественной литературы сформировать сложнее. Есть классика, кою всякому образованному человеку необходимо знать. Есть достаточно большое количество прекрасных, но малоизвестных детских книг. Есть вещи, проходящие «на грани фола» по религиозному, национальному или этическому содержанию — не всякий родитель захочет, чтобы его чадо читало про детство Ленина, любовников греческой гетеры или фортеля хасидских мудрецов. Следует выбирать книги исходя из собственного видения мира, чтобы в основу личности ребенка легли те же сюжеты, что и у его родителей.

Пять китов детской художественной библиотеки

1. Поэзия.
Младенец всегда восприимчив к ритмической структуре самых простых народных потешек и колыбельных. Если поддерживать эту чувствительность, ребенок начнет вникать в ритм и строй стихотворения и к трем годам будет с удовольствием слушать и цитировать Пушкина или Киплинга. Это развивает память — складный текст просто запомнить, а, однажды привыкнув запоминать услышанное, ребенок будет пользоваться этим всю жизнь. Об отношениях поэзии и души можно говорить долго и в другой статье, но факт остается фактом — стихи облагораживают. Впрочем, в этом вопросе автор статьи, как и любой поэт, пристрастна.

2. Сказки.
Самые разнообразные, народные со всего мира, авторские, волшебные, бытовые, «фэнтезийные» и сюрреалистические. Это фантазия, воображение, волшебство и чудеса. Это обучение взаимодействию с миром, преодолению препятствий, достижению целей и разрешению сложных жизненных ситуаций. Простейшие сценарии отношений между людьми — социальных и личностных. Основа для архетипов, масок, примеряя которые в играх, ребенок учится жить.

3. Беллетристика.
Приключения мушкетеров и капитанов, покорителей севера и космоса, Робинзонов на необитаемых островах и Александров в походах за край Ойкумены. Мир, огромный, прекрасный и постижимый. Ода отваге и жизненной силе, героизму и предприимчивости, красоте настоящих поступков и труда во имя великой цели. Если вы хотите вырастить лидера, человека с активной жизненной позицией — пусть ребенок читает исторические романы и хорошую фантастику.

4. Натуралистика.
Книги о природе, о лесах, морях, зверях и птицах. Разнообразие живой природы, ее сила и ее беззащитность перед человеком. Повадки животных, свойства трав, ветры и бури, солнце и море. ИМХО именно через эти книги учатся любить мир и его обитателей, дружить с ними и радоваться природе.

5. Книги-братья.
Самые важные в библиотеке. Истории и герои, которые входят ребенку в душу, помогают преодолеть проблемы и кризисы подросткового возраста, разгоняют страхи и вечное пубертатное одиночество — «ты не один». Сашенька Яновская и Том Кенти, Оливер Твист и Наташа Ростова, Джен Эйр и Гаврош — сверстники, приятели, верные плечи рядом. Если ты знаешь, что однажды умрешь — вспомнишь братьев Львиное Сердце и страну Нангиялу. Если отчаялся — позовешь всадников, как Сережа Каховский — и однажды они обязательно придут на помощь. Если тебя травят в школе — вспомнишь Чучело. Важно, чтобы ребенок не уходил полностью в свой мир, не зацикливался на вымышленных друзьях и странах, но такая поддержка — лучшая защита от подросткового суицида и дурной уличной компании.

И напоследок — несколько мыслей, как приучать читать. Первое условие — родители должны читать сами и обсуждать между собой прочитанное. Далее — никакого насилия. Хочет чадо — пусть читает, не хочет — не надо его ругать, стыдить и третировать, иначе не возьмется за книгу исключительно из чувства протеста. Не следует предлагать и вообще держать в детской библиотеке книги, скучные, занудные, сюсьипусьные, глупые и мертворожденные. Пусть дитя привыкает к хорошей литературе. Имеет смысл осторожно наказывать лишением или ограничением чтения, припрятывать какие-то книги на верхние полки и выдавать по праздникам — запретный плод сладок.

И самое важное — разговаривать с ребенком о прочитанных книгах, интересоваться его мнением, выслушивать и отвечать на вопросы. Ребенку важно стать для взрослого собеседником, если книги окажутся способом быть услышанным — чадо будет читать. А дальше — все зависит от книг из домашней библиотеки…

По материалам сайта Somus.ru
Источник: http://www.joxx.ru/newsnew-1008.html