Страница 1 из 1

Не райский сад?

Добавлено: 24.05.2007 14:30
gkir
Не райский сад?


Автор: Шишова Татьяна
--------------------------------------------------------------------------------

Я ходила в детсад с трех лет и отчетливо помню, как окружающие меня дружно жалели, в один голос уверяя родителей, что это слишком рано и зачем мучить ребенка. Впрочем, даже не с трех, а с пяти лет дошкольные учреждения тогда посещали немногие. В нашей группе таких бедолаг, как я, были единицы. Все остальные сидели до школы дома с бабушками
Теперь в этом плане произошли заметные подвижки. Все чаще на моем профессиональном горизонте появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж вполне в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню.
Но... ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. И хорошо, если он там наслаждается общением и коллективными играми! Так нет же! Малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад - совершенно непосильная психологическая нагрузка. Но, когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на непробиваемую стену.

Мученики общения
Впервые я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырех с половиной лет. Степа жался к маме, прятал лицо в ее колени, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.

- Он всегда так себя ведет? - спросила я.
- С чужими - да. Когда освоится, будет, конечно, пораскованней, но вообще-то он у нас зажатый.

Я была абсолютно уверена, что уж этого-то ребенка родителям и в голову не пришло определить в детский садик. Но ошиблась! В сад Степа пошел с трех лет. Полгода, правда, беспрестанно болел. А когда выходил «в свет», то целыми днями сидел на стуле, не реагируя на призывы поиграть с детьми.

- Они для него слишком шумные, кричат, дерутся, а он этого не понимает, - сказала мама. - Но хотя бы истерик, как прежде, не закатывает при расставании - и то хорошо.

Привели Степу с жалобами на утомляемость, рассеянное внимание, плаксивость, капризы и ночное недержание мочи - энурез. Причем в два с половиной года, до садика, никакого энуреза у ребенка не наблюдалось.
Картина очень напоминала психотравму, нанесенную малышу ранним отрывом от семьи. О чем, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста.

Но мама с папой не хотели видеть очевидного.
- Забрать из сада?! - ужаснулась мама. - Но... Где же ему тогда учиться общению? Нет, что вы!
- А подготовка к школе? - подхватил папа. - Нет, мы не в состоянии научить сына всему тому, чему сейчас учат в детском саду.

Хотя внимание у Севы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось еще два с половиной года - для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат воспитательницы в детском саду? Почему людям с высшим образованием (техническим и гуманитарным) не под силу освоить эту премудрость? На эти и другие вопросы ответа у родителей не нашлось, но было понятно, что они даже не собираются их искать.
Степа в сад ходить будет при любых обстоятельствах, потому что БЕЗ САДА ПРОСТО НЕЛЬЗЯ.
Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой.

Мамы без мамы
Лет 30 назад в Америке поставили опыт: у обезьян отняли детенышей, выкормили их и принялись наблюдать, как они будут воспитывать своих малышей. Оказалось, что «безмамные мамы» (так ученые прозвали обезьян, выросших на людском попечении) не умеют ухаживать за детенышами и не испытывают к ним родственных чувств, поскольку в своем детстве не имели перед глазами образца материнской заботы. У них в памяти запечатлены совсем другие ранние образы. По тем же причинам и многие детдомовцы, вырастая, испытывают серьезные трудности в построении семьи.
Нынешние молодые родители, конечно, не детдомовцы и уж тем более не обезьяны, но это, пожалуй, первое поколение, которое массово посещало детские сады. И им трудно себе представить, как без него можно обойтись, потому что коллективное воспитание для них - импринтинг. А ранние впечатления очень прочно укореняются в подсознании. Мы их вроде бы не помним, не осознаем, но они никуда не делись, серые кардиналы, незримо управляют нашими представлениями и чувствами.

Домашний мир и покой
А между тем опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребенку-дошкольнику нужнее всего материнская ласка и теплый (прежде всего, психологически), уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.
Вообще-то умные люди предупреждали об этом больше ста лет назад, когда детские сады только-только начали появляться. «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, - писал известнейший русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, - они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научат дитя в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее». Ученый предупреждал, что «даже шумное общество детей, если ребенок находится в нем с утра до вечера, должно действовать вредно... Для ребенка, - продолжал он, - необходимы совершенно уединенные и самостоятельные попытки детской деятельности, не вызываемые подражанием детям или взрослым».
Тогда еще не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно.
Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе.
Пару лет назад мне довелось услышать на одной конференции выступление нашего крупнейшего врача-педиатра, академика В. А. Таболина, которого сейчас уже, к великому сожалению, нет с нами. Он говорил о вреде многих экспериментов, которые ставились в XX веке над маленькими детьми, и в том числе... о детских садах. Да-да, то, с чем мы настолько свыклись, что уже не мыслим себе без этого жизни, на самом деле эксперимент, имеющий сравнительно небольшую историю. Суть его заключалась в том, чтобы изъять детей из семьи и передать их на воспитание государству. Ведь семья, по мнению идеологов построения нового общества, должна была скоро отмереть. Но практика показала, что никто и ничто не может заменить ребенку матери.

А как же общение?
Люди, мало знакомые с детской психологией, сильно преувеличивают потребность дошкольников в детском коллективе.
Дети трех-четырех лет обычно играют, так сказать, рядом, но не вместе. Да и лет в пять-шесть у них еще нет друзей в том смысле, который вкладываем в это понятие мы, взрослые. Дружба малышей нестойкая и очень ситуативная. Сегодня один друг на детской площадке, завтра - другой.
Потребность в настоящей дружбе появляется ближе к подростковому возрасту, а дошкольнику достаточно периодически поиграть с кем-то из сверстников, даже не обязательно ежедневно. Он пока еще не вышел из круга семьи. Для него пока там самые главные отношения и самое главное общение.
Но сейчас нередко получается наоборот. Дошкольника вырывают из семьи и на целый день погружают в детский коллектив. Хотя и взрослому-то человеку тяжело с утра до вечера находиться в чужом обществе. Что же говорить о малыше, который быстрее переутомляется, легче перевозбуждается?! Чем труднее ему общаться с детьми и взрослыми, тем осторожнее следует дозировать это общение. Иначе поведение ребенка усугубится и трудности будут расти, как снежный ком.

И в школе так будет?
Этот вопрос задают всегда. Но ведь в школе, по сравнению с детским садом, гораздо более щадящие условия. Вы удивлены?
Судите сами. Нормально общаться, обходясь без конфликтов, ссор и драк, очень многие дошкольники и младшие школьники еще не умеют. Но в детском саду малыши проводят практически целый день, а в начальной школе - всего несколько часов. При этом там они постоянно заняты и находятся «в свободном полете» только на переменах. В детском саду же, наоборот, целенаправленные занятия длятся недолго. Большая часть времени отводится на игры и прогулки. А воспитательница физически не в состоянии уследить за всеми, ведь детей в группе 20-25 человек. Кого-то непременно начинают обижать, дразнить. Другие тоже не прочь «поддержать компанию». Поэтому чувствительному, обидчивому ребенку в саду приходится очень туго. И требовать от него, чтобы он себя переделал, просто глупо. Гораздо умнее будет не ставить ребенка в такую тяжелую психологическую ситуацию. Получить навыки общения, которые пригодятся ему в школе, он сможет, играя время от времени с детьми ваших приятелей или посещая пару раз в неделю какую-нибудь студию, благо их сейчас для малышей много в каждом городе.

Принят.
По собственному желанию.
Самым главным критерием при решении вопроса, устраивать ли ребенка в детский сад, на мой взгляд, должно быть его желание. При условии, конечно, что обстоятельства позволяют сделать этот выбор. Все-таки это еще не «работа», как часто внушают ребенку взрослые. Он еще успеет в своей жизни потянуть лямку, пусть хоть немного насладится детством.
А дети, которые ходят в садик с удовольствием, тоже встречаются. Хотя и не так часто, как в это хочется верить родителям.
Детсадовский опыт моего старшего сына был крайне неудачным. Хронический отит, полученный в результате постоянных простуд, чуть не кончился глухотой. Поэтому дочку я определять в сад не собиралась. Но в три года она буквально вынудила меня пойти в РОНО за направлением, потому что каждый день ныла и просилась «к детишкам».

- Но меня в садике не будет! - стращала я Олю.
- Ничего! - бодро отвечала она.
- Тебе придется спать днем, - грозно предупреждала я.

Она и на это была согласна, хотя про дневной сон дома забыла уже в два года. Короче, я сдалась. Когда Оля в первый раз не заплакала при расставании со мной, воспитательница решила, что это обычная история: ребенок еще не разобрался в ситуации. Но когда и спустя неделю дочка спокойно отпускала меня, не обращая внимания на рев других трехлеток, мне было сказано, что ребенок у меня уникальный. А ведь на самом деле ничего уникального в ней не было. Просто она осуществила свою мечту. А если бы я навязывала ей сад насильно - и рев был бы, и болезни.

Новое время - новые опасности
С другой стороны... Сейчас я бы десять раз подумала, прежде чем отдавать дочку в садик. Ведь моя Оля была дошкольницей в середине 80-х, когда перестройка только начиналась, и максимум, что могли принести из сада дети, это какие-то бранные слова. Теперь же, увы, нравы настолько огрубели, что подобные инциденты считаются в порядке вещей. Дескать, как же иначе? Малыши всегда обучают друг друга всяким «глупостям»...
Хотя это вовсе не факт! Раньше многие дети «просвещались» по части нецензурных ругательств гораздо позже.
Да что там ругательства! Общаясь с родителями и педагогами, я теперь нередко сталкиваюсь с тем, что их не шокирует в поведении детсадовцев и многое другое, от чего раньше у взрослых волосы встали бы дыбом.
- Дети еще и не то видят по телевизору, - повторяют они, находя какое-то странное утешение в этих, по сути, чудовищных словах.
Особенную опасность представляет такая среда для демонстративных детей, которые, как губка, впитывают все дурное.
Или для слабовольных ребятишек, легко попадающих под чужое влияние. Ну и, конечно, для малышей с некоторой задержкой развития и одновременно тягой к риску - их все время тянет на «подвиги», а «тормоза» слабые, происходящее осознается ими плохо.
«Как мы защищаем семью от разрушительных веяний? - сказал, отвечая на вопросы журналистки, отец двенадцати детей, священник Александр (Ильяшенко). - Мы никогда наших детей не отдавали в детсад. При этом, безусловно, что-то теряешь, но приобретаешь гораздо больше... В семье ребятишек нежного возраста можно уберечь от растленного духа мира сего, где уже с молоком матери впитывается та страшная атмосфера, в которой живет наш народ. Этих людей, конечно, нельзя осуждать - они просто не видят ничего другого, доброго. Но мы старались своих детей всевозможными способами уберечь от противоестественного влияния окружающей среды. У них есть хороший круг общения - среди их друзей верующие люди. Мы с ними едины, и для них так же дорого то, что и нам дорого, и неприемлемо то же, что и для нас неприемлемо». («Венцы царские, венцы крестные. Семья в современном мире», М., «Даниловский благовестник», 2000).
Постепенно это начинает понимать все больше людей. С одной стороны, многие православные семьи предпочитают обходиться без детских садов. С другой стороны, потихоньку возникают православные детские садики. Кое-где прихожанки объединяются, создают домашние мини-группы и совместно занимаются воспитанием детей. А некоторые договариваются отдать ребятишек в обычный сад, но в одну группу, чтобы они образовали там свое ядро, которому уже будут не особенно страшны чуждые влияния.
Пару лет назад в наш психологический кукольный театр ходило несколько ребят из такого «государства в государстве», и на занятиях произошла характерная сцена.
В перерыве я проводила с родителями беседу о вреде агрессивных мультфильмов и прочих «достижений» западной масс-культуры. Родители невоцерковленных детей (составлявших половину группы) принялись наперебой жаловаться на то, что они не могут удержать детей от этого увлечения, поскольку те подражают сверстникам и не желают ничего слушать.
Слушать это было невыносимо.

Тогда я обратилась с вопросом к православной половине:
- Скажите, а у вас есть подобные проблемы? Ваши дети ведь тоже посещают садик.
- Нет, - хором ответили эти мамы. - Мы, честно говоря, даже не подозревали, что этот вопрос может стоять так остро.

У нас в саду, правда, тоже есть ребята, увлекающиеся всеми этими мультиками и ужастикам, но мы объяснили нашим детям, что это плохо. А поскольку им вполне достаточно общения между собой, они играют в свои игры, то к ним ничего подобного не пристает...


Источник: http://www.nanya.ru/opit/10249