Страница 1 из 1

Семья как условие развития креативности младших школьников

Добавлено: 24.05.2007 00:14
gkir
Семья как условие развития креативности младших школьников
Кузьмин М.А.

Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.


В настоящее время рассмотрение развития креативности младшего школьника в условиях семьи является наименее изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. Современные родители стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и специальных способностей своих детей по разным причинам. Во-первых, из-за «моды» на дополнительное образование, престижности широкого и глубокого образования, во-вторых, из-за нереализованности самих родителей в социальной сфере, которые за счет своих детей пытаются ее компенсировать. Данные мотивы стимулируют родителей на создание специальных условий для ребенка.

Нужно обеспечить его необходимым материалом (инструментами, книгами, компьютером), выделить ему рабочее место, кроме того, сюда относятся воспитательные и просветительские усилия членов семьи походы в театр, музеи, кино, на концерты, места общественного досуга. Поэтому для развития общей одаренности вышеназванные мотивы играют позитивную роль. Но, конечно, определяющую роль в развитии креативности младшего школьника внутри семьи играют стили семейного воспитания, общение и совместная деятельность членов семьи.

Традиционно выделяют 3 основных вида семей. 1) традиционную, основанную на беспрекословном авторитете старших; 2) детоцентрическую, основанную на гиперопеке и симбиотических связях с ребенком и 3) демократическую, основанную на равноправии интересов членов семьи и взаимном доверии. Условно можно сказать, что с видами семей соотносятся соответствующие стили воспитания, (хотя прямой зависимости тут нет) авторитарный, демократический, попустительский.

Сами по себе стили воспитания и виды семьи линейно не детерминируют творческие способности ребенка, но по-разному влияют на их развитие в семье. Так, авторитарный стиль с высоким уровнем контакта и контроля над ребенком может способствовать росту продуктивности деятельности, ускорению темпа развития, а при излишней критичности взрослых замедлять и пресекать креативность как таковую. Попустительский стиль при высоком уровне контакта с ребенком и низком контроле за ним может побуждать его к широкому экспериментированию социальным опытом, полученным в общении с родителями, а при низком уровне контакта или запущенном контроле может приводить к педагогической запущенности. Демократический стиль воспитания, с нашей точки зрения, является более благоприятным для развития креативности, так как ставит ребенка в позицию соучастника семейной жизни, учитывает его жизненные интересы, предоставляет ему право выбора, побуждая тем самым принимать осознанные самостоятельные решения, действовать гибко в зависимости от ситуации. Стиль семейного воспитания отражает особенности выстраивания контакта с ребенком, предъявления ему норм и правил семейного уклада. Содержательно и сущностно креативность младшего школьника раскрывается в общении и совместной деятельности со взрослым.

На сегодняшний день семейная психология обладает данными в области влияния детско-родительских отношений на развитие интеллекта ребенка. Так установлено, что интенсивное эмоциональное общение с родителями способствует развитию интеллекта ребенка, уровень его интеллекта коррелирует с уровнем интеллекта значимого взрослого. Эту особенность наблюдали разные исследователи в разное время (Р. Пломин, Д.С. Де Фриз, В.Н. Дружинин, С.В. Небыкова, Дж. Горн). В частности, Дружининым В.Н. совместно с Небыковой С.В. было установлено, что сотрудничество с отцом развивает невербальный интеллект детей, а общение с матерью — вербальный; излишняя критичность родителей по отношению к ребенку снижает эти показатели. Можно предположить по аналогии (это требует экспериментального подтверждения), что также происходит развитие продуктивной деятельности детей. В совместной деятельности (игра, сочинительство, юмор, рисование) взрослый предъявляет образцы творческого поведения ребенку и наоборот: особенная интенсивность детского воображения, потребность в познании стимулирует творческие способности взрослого. Таким образом, общение и совместная деятельность со взрослым выступает жизненным пространством, в котором находит себе применение и развитие креативность взрослого и ребенка.

Общение и совместная деятельность детей и родителей является в большинстве случаев относительно контролируемым, неспециализированным фактором развития креативности (родителей и детей в первую очередь связывают детско-родительские отношения). Они могут носить специализированный характер, если ребенок растет в семье музыканта, художника или последователей той или иной системы семейного воспитания, но подобное раннее целенаправленное семейное обучение (очень индивидуальное в разных семьях) не всегда способствует развитию креативности. Общение и совместная деятельность создают лишь почву для проявления и развития креативности в отличие от образования, которое стимулирует формирование креативности в предметной деятельности, в познании окружающей действительности. Поэтому специализированные методы воспитания креативности, к которым относятся: тренинг, исследовательские проекты, творческие мастерские и т.д., становятся ведущими для детей в младшем школьном возрасте.

Copyright © НИИ СПиПРЛ: психология, обучение, наука Все права защищены.

Источник: http://www.niirus.ru/modules.php?name=C ... ge&pid=111