Страница 1 из 1

Культурная среда школы как средство развития личности

Добавлено: 24.05.2007 00:30
gkir
Культурная среда школы как средства развития личности ребенка
Иванов А.В.


Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.



Интерес к средовой проблематике в педагогической науке и практике возрос сегодня в связи с ориентацией общества на гуманистические цели и ценности. В педагогике феномен среды изучен в основном применительно к социуму; гораздо меньше работ по проблеме школьной среды. Инновационной темой исследования для современной педагогики является рассмотрение культурной среды образовательного учреждения, которая отражает качество школьной среды, помогает по-новому увидеть возможности для осуществления эффективного процесса развития и саморазвития личности ребенка.

Проведенный анализ освещения школьной среды как педагогического явления в научной и методической литературе позволяет констатировать, что в научной педагогической литературе глубоко освещены лишь отдельные содержательные аспекты школьной среды (образовательной, воспитательной). Среди источников, в прямой постановке рассматривающих содержание культурной среды школы, — только отдельные научные статьи в сборниках. Отсутствие сугубо научных изданий—диссертаций, монографий, брошюр по проблеме свидетельствует о ее относительно слабой научной разработанности. Недооценка роли культурной среды в деятельности образовательных учреждений характеризует непонимание ее важности при рассмотрении любых педагогических процессов в школе, неудачах при осуществлении экспериментальных и инновационных проектов.

В теории образования рассматривается «образовательная среда» как носитель важнейших комплексных факторов, определяющих сущность процесса формирования личности (Е.Н. Богданов, З.И. Тюмасева), как условие развития и саморазвития личности (Н.Б. Крылова); воспитательная среда как компонент воспитательной системы, обеспечивающий успешность развития и саморазвития личности ребенка путем разнообразной деятельности, создания сообществ, благоприятной атмосферы, самоуправления и т.д. (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов); педагогическая среда как сфера творческого педагогического общения (А.М. Анохин), педагогического влияния (А.М. Анохин, Н.Ю. Посталюк и др.). Ю.С. Мануйлов разработал средовый подход при рассмотрении педагогических процессов школы.

Культурная среда современной школы представляет собой совокупность условий успешного развития личности, так как направлена на обеспечение ребенка свободой выбора разнообразных способов самостроительства и самоосуществления в процессе сотрудничества и сотворчества с другими.

Теоретические исследования образовательных процессов с точки зрения культуры в настоящее время приобретают особое значение в педагогической науке.

В основе содержания культурной среды школы лежит система концептуальных взглядов, реализуемых в гуманистической парадигме и объясняющих механизм становления и реализации педагогических отношений, личностного развития и формирования человека через осознание в нем такой ценности, как подлинность, в противовес культуре полезности и необходимости.

Упоминание о культурной среде можно встретить в трудах О.С. Газмана как условии самоопределения личности; И.Е. Видт, Н.Б. Крыловой — как совокупности условий для саморазвития личности. Е.В. Бондаревская, Н.Н. Гладченкова и другие ученые ростовской научной школы разработали понятия «культуросообразная», «национально-культурная», «культурно-информационная среда» как условие поиска индивидуальной траектории развития личности.

Понятие «культурная среда конкретного образовательного учреждения» Н.Б. Крылова понимает как пространство культурного развития детей в детской общности, вбирающее такие основные параметры среды как отношения, ценности, символы, вещи, предметы.

Сущностным отличием от определений других авторов (Н.Б. Крыловой, Е.А. Александровой и других) является именно аспект педагогического влияния, как детерминирующего процесса развития культурной среды школы и личности в ней.

Педагогическое влияние рассматривается нами как принятый сообществом результат: помощи и поддержки ребенка в его индивидуальном развитии и саморазвитии; участия педагога в инновационной деятельности; помощи в создании школьных традиций, личностно значимых для детей; создания условий для коммуникативного (разнообразные сообщества) обеспечения и интерактивного взаимодействия с учащимися и коллегами; оказания помощи в освоение правил жизнедеятельности в школе, социуме; в освоении знаний, планировании, проведении, рефлексии (анализе) деятельности; в овладении культурными способностями; реализации культурного опыт педагога в процессе совместной деятельности с детьми и коллегами; участия в организации коллективной жизни и самоуправления, развитии новых сообществ в соответствии с культурными запросами школьников; участия в развитии информационной и знаково-символической среды школы.

В культурной среде школы педагоги определяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности в детских сообществах, а также преобразования учебных программ и планов на принципах разнообразия, вариативности и альтернативности в соответствии с анализом образовательной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбора деятельности, родителям — возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка, это дает возможность школе стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ. Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру и компетентность, поскольку новая культурная среда образования не может функционировать, если учительская среда консервативна и не воспринимает нововведения. Целенаправленность педагогической деятельности не связана с представлениями о том, из какого ребенка кого необходимо воспитать, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы. Это может быть педагогическим ориентиром, но не руководством к практической деятельности.
Дж. Дьюи, А. Нилл и другие представители «свободного воспитания» отстаивали свободу выбора ребенка в образовательной среде, отрицали свое вмешательство в процесс развития и саморазвития ребенка. Но при этом, именно, они продумывали «зоны интересов» воспитанников, создавали кружки и секции, совместно с детьми разрабатывали правила жизни, способствовали созданию как единого коллектива, так и разных сообществ, обеспечивающих процесс свободного развития личности, его творческой активности.

В результате проведенного научно-теоретического анализа и экспериментальной работы на базе школы № 1940 г. Зеленограда были выявлены компоненты, которые находятся в динамических взаимосвязях. Это базовые компоненты: инноваций и традиции, педагогическая поддержка и саморазвитие; функционально-образующие: информационные, коммуникативные, интерактивные, духовно-нравственные; предметно-практические: материальные, символические, организационно-управленческие, психолого-педагогические.

Культурная среда школы формируется постепенно, с наполнением ее компонентов идеями и ценностями, содержанием, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности. Возникает уникальная культурная атмосфера, принятая большинством членов данного сообщества: педагогами, учениками, их родителями. Тогда активно влиять на процесс развития и саморазвития личности ребенка начинает эта культурная среда.

Фактором развития культурной среды школы выступает становление и совершенствование педагогической культуры ее носителей (педагогов, родителей).

Культурная среда школы определяет качество ее образовательной и воспитательной среде. Если образование является производной культуры и фактором ее развития, то образовательная среда определяется культурной средой и влияет на процесс развития новых культурных образований.

Проектируя культурную среду, учитель (совместно с родителями) может глубже и лучше понять ученика, адекватно помочь ему в решении его проблем, создать условия для его индивидуального развития. Тогда успешное развитие детей в школьном коллективе обеспечивает становление культурной среды, влияющей на создание общей атмосферы саморазвития школьников, «заражения» других детей (вновь прибывших или не попавших в поле зрения учителя по различным причинам) смыслами культурного самоопределения и самостроительства. Культурная среда образовательного учреждения является комплексным многоуровневым явлением, включающим весь спектр культурных направлений (имеющихся в наличие образовательного учреждения), уровень общей культуры педагогов, школьников и их
родителей (культурный творческий потенциал) и механизмы их освоения.

Определяющим элементом культурной среды школы являются те уникальные отношения между ее субъектами, которые направлены на развитие и саморазвитие личности. Они пронизывают все ее компоненты. Именно эти отношения создают тот особый образ жизни, в котором творчество, социальные инициативы, познавательная активность, взаимопомощь и сотрудничество детей и взрослых «заражают» других без всякого принуждения и насилия. Тем самым создаются условия для свободного выбора тех сфер, которые направлены на реализацию актуальных потребностей и интересов личности и востребованных современным обществом.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин A.M. Педагогическая среда как условие формирования творческой личности студента педвуза. — Уфа, 2000. С. 54.
Новые ценности образования // Тезаурус для учителей и школьных психологов. 1995. Вып. 1. С. 92-93.
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. — М.: ЦГЛ, 2004. 128 с

Copyright © НИИ СПиПРЛ: психология, обучение, наука Все права защищены.

Источник: http://www.niirus.ru/modules.php?name=C ... ge&pid=113