Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Отправить тему по email

Версия для печати

Текущее время: 28.03.2024 21:04

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy


Аватара пользователя
gkir
Админ
Сообщения:1646
Зарегистрирован:09.10.2009 14:30
Имя:Кирилл
Контактная информация:
Технология «Портфель»

Сообщение gkir » 23.05.2007 20:41

Овчинникова Е.Н. Технология «Портфель»//Сб. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений, - М., 2004.

Овчинникова Е.Н.

Технология «Портфель»

Вопросы управления (самоуправления) учебной деятельностью в контексте личностно-ориентированного обучения заставила нас по-новому посмотреть на оценочную деятельность учителя и учащегося и искать пути включения учащегося в оценочную деятельность, которая позволила бы ему самостоятельно отслеживать свой прогресс, видеть свои слабые и сильные стороны и определять свою индивидуальную траекторию развития.

Опыт работы с технологией «Портфель» позволил нам решить эти проблемы.

Данная технология направлена на развитие личности учащегося, его умений самоконтроля и самооценки. Портфель помогает учащимся осознавать проблемы, которые возникают в учебной деятельности, находить пути их решения и ставить свои индивидуальные цели обучения. Для учащегося – это организатор его учебной деятельности. Данная технология направлена на анализ процесса учебной деятельности. Учебная деятельность представлена в Портфеле в задокументированной виде, что делает ее прозрачной и доступной для постоянного анализа как с позиции учителя так с позиции учащегося.

Итак, Портфель является технологией сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности .

В реальной учебной ситуации – это папка, куда учащийся собирает свои работы, из которых видно, чему он научился, виден его прогресс.

Вот, что говорят сами учащиеся о работе с Портфелем. Опрос проводился среди учащихся 11-12 лет.

Вопрос: Что такое Портфель?

-Это биография моей работы.
- Это собрание моих работ.
- Это помощник

Вопрос: Зачем нужен Портфель?

- Я пользуюсь им при подготовке к тесту.
- Я вижу свои ошибки.
- Я учусь на своих ошибках.
- Я могу взять его в другую школу и показать, какой я ученик.
- Его можно взять при поступлении в институт и показать, как я учился в школе.

Психологическая цель работы с Портфелем – развитие адекватной самооценки.

Как технология работа с Портфелем имеет определенную последовательность шагов.


Первым всегда собирается Рабочий Портфель, который приобщает учащегося к деятельности сбора Портфеля. Помощь учителя заключается в том, что он организует работу с Портфелем, но никак не диктует, какую работу положить в Портфель, а какую нет. На этом этапе учащийся присваивает Портфель, он становится его собственностью, поэтому доступ к информации, хранящейся в Портфеле, имеет только учащийся. Он также должен быть уверен, в том, что данной информацией никто не воспользуется без его ведома.

Портфель достижений демонстрирует прогресс учащегося относительно самого себя и учит относиться к результатам своей работы как к достижениям. Здесь также учитель выступает в роли организатора. Учащийся отбирает те работы, которые считает своим достижением, и это могут быть не обязательно лучшие работы и не обязательно последние. Нужно быть готовым принять тот факт, что те работы, которые с точки зрения учителя не являются лучшими, могут быть признаны учащимся в качестве своих достижений.

Портфель-отчет создается для внешнего пользования, он показывает, как учащийся освоил программу и его содержание в большей степени задано учителем (программой). Он дает отчет о прогрессе учащегося относительно стандарта. В Портфель-отчет учащиеся отбирают свои лучшие работы для демонстрации успешности обучения.

На первом этапе Портфель хаотичен, постепенно он становится более структурированным и одновременно белее формальным.

Следует сказать, что тип Портфеля не связан с возрастом учащегося, и переход от одного портфеля к другому может состояться, а может, нет. Это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. Например, это зависит от уровня развития рефлексии, а соответственно способности и готовности оценивать себя относительно заданного стандарта, поэтому даже учащиеся старших классов могут оставаться в системе Рабочего Портфеля.

Мы различаем простую рефлексию и описательную рефлексию. Приведем примеры простой рефлексии: я положил эту работу в свои достижения, потому что она мне нравится; это моя лучшая работа, потому что я получил «пять» или, потому что мне было интересно писать на эту тему, потому что это моя первая самостоятельная работа.

Пример описательной рефлексии учащейся 9 класса к докладу по книге.

Я считаю, что это хорошая работа, потому что я включила всю информацию, которая требовалась в задании в соответствии с проверочным листом. Я рассказала об авторе, о жанре, сказала, о чем рассказ, рассказала о главных героях и о сюжете, это была самая трудная часть. Я определила главную идею рассказа. Работа заняла у меня много времени, но было интересно. Я много узнала об авторе, моей маме тоже понравился доклад.

Портфель-отчет предполагает описание не только того, что учащийся делал, но и как он это делал, описание стратегий работы.

Основные действия, которые совершает учащийся, работая с Портфелем это сбор, отбор и выбор.

Итак, мы различаем два этапа работы с Портфелем:
1. Этап приобщение к деятельности сбора Портфеля
На этом этапе собираются все работы учащегося.
Тип Портфеля: Рабочий Портфель

2. Этап сбора Портфеля
На этом этапе осуществляется сбор, отбор и выбор работ.
Тип Портфеля: Портфель достижений и Портфель – отчет.

Портфель не существует без присвоения и рефлексии.

Теперь остановимся на двух основных типах Портфеля Портфеле достижений и Портфеле – отчете. Оба Портфеля имеют одинаковую разделы. Их отличие заключается в следующем: так как они решают разные задачи, то соответственно и содержание Портфелей будет разное. В Портфеле-отчете основную массу работ составят тесты и другие работы, написанные в режиме официального контроля, как свидетельство того, что учащийся освоил программу.

Как организуется работа с Портфелем.

Прежде чем начать собирать Портфель следует определить цель сбора Портфеля и сформулировать ее для учащихся в виде задачи. Например, собери Портфель, чтобы доказать, что ты хороший ученик, собери Портфель, чтобы показать, что ты умеешь писать сочинение, что ты умеешь решать такой-то тип задач (Портфель достижений) или докажи, что ты освоили программу этого курса (Портфель- отчет). Определяется период времени, в течение которого будет собираться Портфель. Например, четверть. Далее определяются единицы сбора (артефакты). Единицами сбора могут быть письменные творческие работы, тесты, проекты, а также листы проверки и самопроверки, оценки и самооценки или так называемые проверочные листы ( Check list ).

Остановимся на последних отдельно. Проверочный лист – это критерий, относительно которого проверяется работа сначала самим учащимся, а затем учителем. В проверочном листе отражены те цели, которые ставит перед собой учитель на уроке. Создавая оценочный лист, он выписывает их в виде критериев. Такими критериями для создания проверочного листа к письменной работе «Письмо к другу» могут быть: 1.Структурная организация письма ( layout of the letter ), 2. Содержание письма ( content ), 3. Грамматика ( grammar ).

Пример проверочного листа. Предмет – английский язык. Проверочный лист создан для учащихся 5 класса. Рядом с каждым критерием учащийся ставит «галочку».


Checklist

Letter to a pen friend

My letter has got a beginning _____ В моем письме есть начало ____
My letter has got an end______ В моем письме есть конец _____
My letter is in paragraphs _______ Мое письмо разделено на абзацы____
My letter tells : В своем письме я рассказал:
about myself ______ о себе ____
about my family_____ о своей семье ___
about my favourite subjects _____ о своих любимых уроках ____
about my favourite sport _____ о своем любимом виде спорта ___
about my favourite music _____ о своей любим музыке ______
I checked the capital letters ____ Я проверил слова , начинающиеся с большой буквы ______



В критерий «грамматика», как мы видим, вынесено то, над чем работали в данном параграфе.

Работа с Проверочными листами делает оценочную деятельность учителя более объективной, а для учащегося процесс оценивания становится прозрачным. Такой опыт работы позволяет учителю в дальнейшем писать дискипторы к критериям и составлять рубрики.

Проверочный лист выполняет следующие функции: планирующую функцию до выполнения задания, мониторинга во время выполнения задания и критерия после выполнения задания.

Разделы Портфеля:

1.Портрет (не является обязательным разделом)
2.Коллектор
3.Рабочие материалы
4.Достижения

1.Портрет учащегося.

Портрет – это первый лист, который открывает Портфель. Он представляет собой анкету, содержащую личную информацию об учащемся, а также отражает его интересы и взгляд на его ближайшее окружение (школа, учеба), его достижения и стремления.

2.Коллектор – это раздел, где учащиеся собирают стратегии работы, (план работы с определенным типом заданий – например, схемы написания сочинений, способы организации изученного материала, таблицы, графсхемы), стратегии работы с определенным типом текста (например, графические организаторы текстов), критерии оценки работы - проверочные листы,

В коллекторе собраны материалы, которые представляют собой инвариант дидактической системы учителя. Таким образом, учащемуся становится понятно, что он изучает, как он это делает и как его работа оценивается.

3.Рабочие материалы: творческие письменные работы вместе с проверочными листами, черновики, тесты, заполненные графические схемы, таблицы.

В конце четверти учащиеся перекладывают те работы, которые они считают своими достижениями в раздел достижений. Этот этап сопровождается письменной рефлексией.

Таким образом, работая с Портфелем, учащиеся выполняют следующие оценочные действия: оценка работы относительно проверочного листа, выбор работы в соответствии с задачей сбора Портфеля, выбор работы в качестве своего достижения, сопровождающийся письменной рефлексией.



Выводы:

Работа с Портфелем:
Является мотивирующим фактором, так как все время подчеркивает прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперед.
Фокусирует внимание учителя и учащегося на процессе обучения и переносит акцент в оценочной деятельности учителя и учащегося с формальной оценки на наблюдение и анализ.
Развивает рефлексивное мышление, как учителя, так и учащегося.
Формирует самостоятельного, независимого учащегося, ответственного за результаты своей учебы.



Библиография:
Ann M. Courtney, Theresa L. Abodeeb, Diagnostic-reflective Portfolios, The Reading Teacher, 1999, vol. 52 №7, p 708-714.
Ш.А. Амоношвили, Размышления о гуманной педагогике, Москва, 1996.
Г.Ю. Ксензова, Оценочная деятельность учителя и учащегося, Москва, 2000.
Kenneth Wolf, Yvonne Siu-Runyan, Portfolio Purposes and Possibilities, Journal of Adolescent and Adult Literacy, 1999, vol. 40 ,31, p 30-37.
Н.Н. Сметанникова. Аутентичное оценивание и технология оценочной деятельности «Портфель». Сборник докладов и тезисов международной научной конференции «Актуальные проблемы содержания и методики обучения иностранным языкам». Владимир, 2001.- С.98-109.
H .Н. Сметанникова. Аутентичное оценивание, Сб. Через чтение в мировое образовательное пространство.

Источник: http://www.rusreadorg.ru/issues/ovchinnikova/1.htm