Рина! Начни с упражнений на укрепление артикуляционных мышц. Это займет пять минут, но делайте каждый день. Расскажи сынуле сказку про мальчика, которого зовут Язычок, и живет он в домике-ротике. В домике есть двери – губы и зубы. Двери могут открываться широко, а могут совсем чуть-чуть (все это нужно показывать, и чтоб малыш повторял). Язычок иногда выглядывает на улицу, смотрит влево-вправо, вверх-вниз, может чуть-чуть показаться, а может почти весь выбежать на улицу. Потом он возвращается домой и начинает убираться – моет стеночки – щечки, моет в своем домике пол, потолок (ротик при этом закрыт, язычок «гладит» шеки, небо, зубы). Язычок дома убрался и иначал баловаться, бегает от стеночки к стеночке, то в одну ударится, то в другую. Можно самой много игр с язычком придумать, каждый день сказка пусть будет немножко разной, чтоб малышу не было скучно, ну и, конечно, ты делай все вместе с ним. Если чувствуешь, что ребенок потерял интерес – ни в коем случае не продолжай, оставь до завтра. Эти упражнения можно делать и в машине, и на прогулке, и дома.
Очень важно, чтоб у сынули был стимул, поэтому хвали его почаще, если правильно повторил слово, например, или правильно ответил на твой вопрос. Никогда не занимайся с ним, если он устал или ему неинтересно. В этом возросте очень редко, когда малыш может сконцентрировать внимание больше, чем на 10-15 минут, темпераментные детки – и того меньше. Обрати внимание на игры, в которых надо называть предметы. Например, игра «Волшебный мешочек». В мешочек ложешь несколько знакомых игрушек – кубик, мячик, маленькую мягкую игрушку, машинку и т.д.. Попроси сынулю опустить руку в мешочек (не заглядывая туда), нащупать предмет, сказать, что это, только потом достать, проверить, правильно ли назвал. При этом развивается еще и тактильное восприятие. Или другой вариант игры, мешочек у тебя, ты опускаешь руку, он просит, какую игрушку ему достать. Игра «Магазин» тоже поможет научтся называть предметы и вежливо их просить. Ребенок заходит в магазин, здоровается, просит: «дайте пожалуйста куклу (машинку, мячик, книжку, карандаши и т.д.), благодарит. Меняйтесь, один раз продавец мама, другой – малыш. Возьмите детские ножницы, пусть ребенок из полосок бумаги сам нарежет квадратики – деньги для магазина (можешь нарисовать ему линии, по которым резать).
Рассказывайте сказки вместе. Ты начинаешь – он продолжает (опираясь на картинки в книжке). Например, «жили-были.... кто?» ребенок: «Дед и баба». «И была у них кто?» «Курочка Ряба». «Снесла как-то курочка... что курочка снесла?» и т.д..
Сделай сама или купи пальчиковые игрушки – зверушки. Просто мешочек, который одевается на пальчик, на нем нарисованные мордочки, приклеенные ушки. Попробуйте с ребенком разыграть простые сказки, например, «Теремок», «Колобок», то, что он хорошо знает. Например, ты начинаешь рассказывать «Теремок», прибегает мышка-норушка, стучит в дверь и говорит: «Тук-тук, кто в теремочке живет», пусть это сделает ребенок, помоги ему: «Ты-мышка, как мышка бежит и пищит? Пи-пи-пи! Как мышка постучалась в теремок? Тук-тук-тук! Да, молодец! Так она постучалась! А что спросила мышка? Кто в теремочке живет? Спроси так!» Похвали обязательно, даже если не очень получилось. Остановить игру можно в любом моменте, продолжить на следующий день. Можно использовать простые мягкие игрушки, можно силуэты животных вырезать из картона. Показывать сказку можно для папы, для кукол, можно ее снять на камеру, а потом посмотреть вместе.
Есть много замечательных сюжетных картин для развития речи детей дошкольного возроста, уверена, и можно найти в интернете. По этим картинам (в принципе можно использовать и хорошие картинки в книжках) задавай почаще малышу вопросы, но такие, чтоб он отвечал не «да» и «нет», а чтобы называл предметы, действия с ними. Чтоб ребенку было интересно, за каждый правильный ответ можешь давать ему фишки, потом вместе посчитать сколько фишек получилось, обменять их на клубнику, например Вопросы вроде: Что делают дети? Дети играют или рисуют? Что нарисовал мальчик? Кому девочка дает яблоко? Яблоко какое? Оно большое или маленькое? Красное или зеленое? Что делает тетя? Она моет окно или моет стол? И т.д..
По поводу мелкой моторики, попробуйте аппликацию – из природного материала, подручных средств – сухих листиков, цветов, кусочков ткани (сама заранее вырежь, например, голову мишки, туловище, лапы, пусть малыш попробует наклеить, помоги ему) Можно использовать любые крупы – пшено (сделать солнышко, заполнить пшеном нарисованный на бумаге круг, предварительно намазанный клеем), гречку, рис. Дай ему детские ножницы, пусть вырезает полоски (сначала обязательно по твоим линиям, нарисуй с обратной стороны листа карандашом), потом полоски резать на квадратики, потом у квадратиков обрезать уголки, чтоб получились кружки. Из комбинации полосок, квадратиков и кружков можно делать прекрасные коврики для кукол, да вообще все, что угодно. Например, навырезать кружков и наклеить их на нарисованную тарелку – ягоды или орешки для мишки. Маленькие квадратики наклеить на большой квадрат – окна в доме. Помогай ему все это сделать, одному ведь скучно и один ребенок в этом возросте ни за что делать не будет! А вот вместе с мамой и с ее помощью – с удовольствием. Можно рвать цветную бумагу на маленькие кусочки, скручивать их пальцами и тоже наклеивать (напр., зернышки для цыплят).
Дети любят выкладывать фигурки из камушков и спичек, покажи ему, как это делать, может понравится, тоже ведь мелкая моторика.
Уф, можно писать бесконечно долго, но, не зная ребенка, это сложно, всего лишь какие-то общие вещи. В интернете много статей, посмотри вот, например, это для начинающих воспитателей, но родители тоже могут все это использовать, на мой взгляд, хорошая статья, как раз по вашему возросту, не пугайся того, что там написано, что дети уже должны делать, все малыши разные, врач прав, заговорит рано или поздно, но ведь можно ребенку помочь
http://www.i-gnom.ru/books/vospitaniye_ ... lnik7.html