Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Версия для печати

Текущее время: 01.09.2025 09:48

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy

Отзывы о подготовительных группах, садах, воспитателях. На что обращать внимание
Ответить
Ksuta
Сообщения:1046
Зарегистрирован:20.10.2009 12:45
Имя:Оксана
Откуда:B/W
Что рисуют наши детки? тесты и их расшифровка

Сообщение Ksuta » 08.11.2010 11:31

Вот нашла интересную методику и спешу поделиться с вами.
Кто применял подобные тесты на своих детках? Что чаще всего рисуют ваши детки?
**********************
Как лучше узнать своего сына или дочь? Возможно ли посмотреть «глазами ребенка» на мир взрослых людей? В этом вам поможет несложная методика «Рисунок семьи».

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, которую используют психологи в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей во взаимоотношениях внутри семьи. В рисунке дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами.
Среди исследователей нет единого мнения, кто и когда предложил использовать рисунок семьи в психодиагностических целях. Начиная с 30-х годов прошлого столетия, эту методику разрабатывали и американские, и европейские, и отечественные ученые.
Ее развитие шло по двум направлениям: изменение инструкции к заданию и расширение диапазона интерпретируемых деталей. Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят или нарисовать «свою семью» (В.Хьюлс), или «просто семью» (Е. Хаммер), или изобразить «всех членов своей семьи, занятых чем-либо» (методика «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса).
Некоторые варианты методики предусматривают беседу о персонажах после рисования. Иногда задание дается и ребенку, и взрослым. И тогда появляется возможность сравнить точки зрения на семейные отношения отца, матери и детей.
«Рисунком семьи» пользовались многие известные исследователи и практики: А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, В.С. Мухина, А.С. Спиваковская. Сегодня эта методика популярна как у зарубежных, так и у отечественных психологов.
Существует немало систем интерпретации результатов теста «Рисуем семью». И хотя все они дают достаточно точную картину отношений, я хочу предложить вам интерпретацию, разработанную отечественным психологом, доктором психологических наук В.К. Лосевой.

В каком возрасте?
Как понять, дорос ли ребенок до выполнения теста? До тех пор, пока изображенный малышом человек напоминает шарик с ручками и ножками (что характерно для всех детей), применять методику рано. Примерно с четырех-пяти лет голову и туловище чадо начинает рисовать отдельно. Вот с этого момента и можно использовать тест.
И помните: не стоит наводить ребенка на мысль, кого рисовать. Даже если он задаст вопрос, изобразить ли ему бабушку, скажите, что можно, кого захочется. Дайте ему простой карандаш и стандартный белый лист бумаги. Ластик - в изгнание.
Если ребенок сочтет рисунок «окончательно испорченным», просто предложите новый лист. Внимательно следите, в каком порядке рисуются люди и предметы. Существует большая психологическая разница в отношении ребенка к тому, кого он нарисовал первым и кого вообще не изобразил под предлогом «не поместилось».
Попросите автора подписать всех персонажей. Это тоже важный момент.
Например, ваша дочь подписывает фигуру старшего брата «Сашенька», а лежащую в коляске сестренку - «младшая сестра». Разница в эмоциональном отношении к ним понятна сразу. И тем не менее информацию, которую вы получите, нельзя использовать для упреков («Почему ты не любишь младшую сестричку?»). Если ребенок еще не умеет писать, пусть расскажет, где кто.
Обратите внимание и на предметы на рисунке. Это для нас, взрослых, они неодушевленные. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон могут вступать в своеобразные «отношения» между собой и персонажами рисунка. И малыш даже в чем-то прав. Просто взрослые зачастую скрывают эмоциональную привязанность к своим «игрушкам».
А если вы на рисунке видите папу, который наполовину исчез под капотом машины, и маму, сидящую с телефоном, то даже неспециалисту не составит труда сделать вывод: сколько папа проводит время с машиной, мама - с телефоном, а сколько - с ребенком и друг с другом.
Если на картинке много предметов и мало людей, то это отнюдь не свидетельствует об эмоционально бедной среде в семье. Скорее о направленности эмоций на мир вещей. Что тоже не является признаком жадности. Чаще всего ребенок выражает стремление родителей к постоянству, ведь каждая вещь - символ стабильности.
Как часто, глядя на сына или дочь, мы вздыхаем: и почему мне так трудно с ним (или с ней)? И будем до крайности удивлены, что и ребенок, глядя на нас, задает себе тот же вопрос: почему мне так трудно с этим взрослым?
Предложенная методика поможет вам лучше понять друг друга. Надо только довериться интуиции и познакомиться с правилами психологического толкования рисунка семьи.

«Кто на свете всех милее?..»
Хочу сразу предупредить родителей: получив рисунок, вы будете несколько обескуражены. Вам покажется, что рисунок именно вашего ребенка никакая методика объяснить не в силах. Или вы не в состоянии интерпретировать рисунок вашего ребенка. Это не так. Соберитесь.
Прежде всего, у мам и пап возникнет вопрос: чем отличается рисунок в вертикальной плоскости от горизонтальной картинки? Ведь в первом случае чаще всего фигуры расположены одна под другой, а во втором - «в ряд»? Как различить эти нюансы - «самый большой человек как самый любимый» и «самый большой человек как обладающий наибольшей властью»? Ответы на эти вопросы придут только с опытом. А пока доверьтесь интуиции.
Единственный совет - не пытайтесь сразу дать толкование деталям. Постарайтесь «увидеть» рисунок в целом. Что сразу же бросается в глаза?
Правильно - «большое»!
Размер изображенного человека (а иногда и предмета) напрямую связан с тем, какое место в душе ребенка они занимают, что значат для него их отношения. На рисунке видно, что для мальчика отношения с бабушкой стоят на первом месте. Маленькая подсказка: учитывая, что бабушка не только самая «большая», но и «выше» остальных членов семьи, можно предположить, что для ребенка бабушка в семье еще и самое авторитетное лицо.
Далее посмотрите, кто на листе (обычно это ярко выражено в рисунке в вертикальной плоскости) расположен выше, а кто - ниже. Наибольшей властью в семье обладает персонаж, который расположен выше всех, хотя он может быть и самым маленьким по размеру. Ниже всех изображен тот, чье влияние в семье минимально. Так, на рисунке можно увидеть, что, по мнению девочки, самый главный в семье - телевизор.
Расстояние между персонажами - их психологическая дистанция. Кто ребенку ближе всех, того он и изобразит рядом. То же самое относится и к другим персонажам. Тех, кого чадо воспринимает как близких между собой, будут стоять рядом.
После того, как рисунок закончен, обязательно расспросите, кто есть кто. Возможно, вас ждет сюрприз. Тот персонаж, которого вы приняли за дедушку, окажется не настоящим дедушкой, а Дедом Морозом! Появление вымышленных персонажей свидетельствует о неудовлетворенных потребностях, которые ребенок реализует в своей фантазии. Такому герою надо обязательно уделить внимание и подробно расспросить о нем. Из рассказа вы поймете, чего не хватает сыну или дочери в реальной жизни.
Обратите внимание и на отсутствующих членов семьи. Вас не должны ввести в заблуждение фразы: «Младшего братика я забыл нарисовать», а для «папы не хватило места». Скорее всего, брат вызывает ревность, а с папой нет эмоционального контакта, его как бы нет в мире ребенка. Может отсутствовать на рисунке и сам автор. И тогда это повод поразмышлять - нет ли у малыша трудностей в общении с близкими людьми? Если «озвучить» чувства ребенка, это будет выглядеть примерно так: «Меня здесь не замечают» или «Мне здесь нет места».

«Пионерами» в изучении загадочной детской души и психики стали как зарубежные, так и отечественные ученые. Так, швейцарский психолог Жан Пиаже описал особенности представлений детей о мире и исследовал развитие детского интеллекта. А отечественный психолог Выготский посвятил свою профессиональную деятельность изучению развития мышления и речи у детей. Ученик Выготского Эльконин занимался проблемами формирования личности ребенка. Это коротенький список, потому как многие, многие другие талантливые ученые посвятили детям всю свою жизнь.

«Руки, ноги, огуречик - вот и вышел человечек!»
У ребенка совершенно особое видение рук! Ведь первоначальная природная их функция: цепляться за маму, устанавливая с ней тесный контакт. И лишь пережив отрыв от матери, малыш открывает для себя другую функцию рук - функцию воздействия на мир. Тогда-то на его рисунках и появляются нормальные руки в виде «варежки» или «с пальчиками». И не надо пугаться, если пальчиков окажется не пять, а больше.
Это означает, что ребенок видит себя (или другого персонажа) более сильным и могущественным, чем других членов семьи. Если пальцев больше на левой руке - в сфере семейных отношений. На правой - вне семьи: в детском саду, школе или во дворе. Если пальчиков меньше пяти, то ребенок чувствует себя слабее окружающих. И еще одна деталь: чем могущественнее воспринимается персонаж, тем руки у него длиннее.
Персонажи, которые соприкасаются или почти соприкасаются руками, по внутреннему ощущению ребенка, находятся в психологическом контакте. Например, на рисунке 3 папа находится в более тесном психологическом контакте со своей машиной, а не с мамой и ребенком.
Ноги символизируют опору в реальности и свободу передвижения. Чем больше площадь опоры у ног, тем тверже стоит на земле изображенный герой.
Иногда на рисунках встречаются «отрывы» конечностей и голова, нарисованная отдельно от тела. Это, как правило, сигнализирует о каком-то детском страхе. Как вариант, боязнь потерять то, что символизируется «недорисованной» ногой или рукой. Например, недорисованная правая рука может свидетельствовать о боязни потерять свой статус в детском саду или школе.
Разрывы контура - тоже частый элемент рисунка. Чаще его можно наблюдать при изображении головы и туловища. Например, разрывы при рисовании головы объясняются следующим образом. Разрыв с правой стороны - восприимчивость к мнению социального окружения. С левой - податливость к давлению семьи. Разрыв линий на макушке - податливость абстрактным нормам и авторитетам. Линии, не доведенные снизу и со стороны шеи, - недостаточный контроль над собственными влечениями. >«А для чего тебе такие большие уши?»
Казалось бы, такие мелкие детали, как глаза, рот, уши, трудны для изображения, и ребенок рисует их так, как может, поэтому никакой смысловой нагрузки они не несут. Но это не так. Персонажей с большими, широко открытыми глазами ребенок считает тревожными, беспокойными, нуждающимися в помощи. Глаза-точечки или щелочки символизируют внутренний запрет на плач, страх попросить о помощи.
Если вы спросите малыша, для чего человеку уши, то, скорее всего, получите вполне разумный ответ: «Чтобы слышать!» Но вот прелюбопытный нюанс, который надо обязательно учитывать, интерпретируя рисунок: слышать не что-либо в принципе, а, прежде всего, критические замечания и мнение о себе.
Персонаж с самыми большими ушками должен слушаться окружающих больше, чем все остальные. А тот, кто «без ушей», вообще может игнорировать то, что о нем говорят.
Что для ребенка символизирует рот? Это, прежде всего, орган для нападения - чтобы кричать, кусаться, говорить обидные вещи. Члены семьи с большими или затемненными ртами воспринимаются ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием. В то же время это не значит, что в данной семье говорят на повышенных тонах. А вот персонажи, рот которых изображен в виде точки или черточки, не имеют возможности влиять на других людей. Часто у таких родственников нарисованы еще большие уши, чтобы... слушаться.
Шея на рисунке появляется не сразу. Сначала голова как бы «приклеена» к туловищу. Когда же она появляется и что символизирует? Шея в графической интерпретации - способность к контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Когда у ребенка появляется пусть небольшая, но способность контролировать свои чувства, на рисунке появляется шея.
Так что тот персонаж, у которого шея есть, способен управлять своими чувствами. У кого шеи нет - не способен.
Иногда встречаются, казалось бы, ставящие в тупик рисунки. Например, у папы и мамы шея отсутствует, а сам автор изображен с шеей. Но это, конечно же, не значит, что ребенок считает способным к контролю только себя. Скорее, это символизирует распространенное среди детей мнение, что контролировать себя и свое поведение нужно только маленьким. Обычно это озвучивается следующей фразой: «Вот когда я вырасту, буду ложиться спать как папа - когда захочу! И конфет есть так много - как мама!»
Если шея длинная и тонкая, то в сознании автора конфликт между разумом и чувствами решается через самоустранение от мира собственных эмоций. Если же короткая и толстая, то данный герой мыслится как не имеющий проблем в этой сфере.
Что касается головы, то тут все просто. Самый умный член семьи - самый «головастый». >«Кто сидел на моем большом стуле?»
И еще несколько общих замечаний. Иногда вместо членов семьи дети рисуют неодушевленные предметы. К примеру, папа изображен в виде компьютера или удочки. К интерпретации таких рисунков надо подходить с осторожностью. Они необязательно означают отсутствие эмоционального контакта с тем или иным членом семьи. В таких ситуациях надо просто подробнее расспросить ребенка, почему он нарисовал отца именно так.
Принцип вертикальной иерархии распространяется и на мир предметов. Большинство детей в углу листа рисуют солнце. Как ни странно, солнце для ребенка является символом верховной власти и защиты. Если изображена комната, вместо солнца нередко появляется люстра как замещающий источник света и тепла. Члены семьи и предметы, помещенные между автором рисунка и солнцем, видятся конкурентами, мешающими пользоваться в полной мере защитой и опекой.
Изображение большого количества мелких деталей предметов говорит о фиксации ребенка на порядке и правилах, о склонности прятать эмоции в себе, что чревато последующим «взрывом». Обилие на рисунке предметов, относящихся к одной сфере деятельности, подчеркивает значимость этой сферы в жизни семьи.
Так, на одном рисунке малыш изобразил три компьютера и три письменных стола. В той семье был культ работы мамы, папы и старшего брата.
Взрослые, сидящие в мягких креслах или на диване, означают особую ценность для семьи отдыха и расслабления, но в таких его формах, которые не характерны для ребенка. Ведь дети не любят лежать. Если ребенок изображает много шкафов, да еще с замочными скважинами, можно предположить, что в семье есть тайны, которые от него скрывают.
Обратите внимание на нажим карандаша. Люди, вызывающие у ребенка тревожность, изображаются либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованными, либо их контур обведен двойной линией. Но иногда можно встретить линию тоненькую, дрожащую. Ребенок как бы не решается изобразить этого персонажа.
А напоследок окиньте взглядом весь рисунок в целом. Как распределены персонажи? Равномерно по всему листу или смещены вверх или вниз? Пространство листа - своего рода аналог жизненного пространства человека. И так же, как в реальной жизни, на листе бумаги ребенок стремится занять собой столько места, сколько, как ему кажется, он «заслуживает». Поэтому, если человек «мельчит», это говорит о его низкой самооценке. Если группа маленьких людей изображена в верхней части, а низ листа остался пустым, то низкая самооценка в данном случае сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек нам как бы говорит: «Мне в жизни многое хочется, но у меня мало что получается». Если маленькие человечки нарисованы внизу, а верх остался пустым, это свидетельствует не только о низкой самооценке, но и о низком уровне притязаний.
Опираясь на вышесказанное, родители могут научиться символическому толкованию рисунков.
Если в рисунке вам покажется что-то совсем уж неясным, лучше не фантазировать, а отдать «шифровку» вместе с малышом в руки профессионала.
********************************
Последний раз редактировалось Ksuta 17.11.2010 17:30, всего редактировалось 2 раза.
вчера-мечта, сегодня-цель, завтра-реальность ))))

Аватара пользователя
Lola
Сообщения:4120
Зарегистрирован:23.11.2009 22:31
Имя:Rada
Откуда:Munchen

Re: Что рисуют наши детки? методика "Рисунок семьи"

Сообщение Lola » 15.11.2010 18:41

Провели эксперимент. Все члены семьи с ногами и руками,растущими прямо из головы :roll: . В углу рисунка даже появился дедушка. В другом фонарик/свечка,видимо результат недавнего праздника Латернфест .Есть солнышко,машины и еще какие то закорючки. В целом ничего плохого,как мне показалось. А кто-нибудь еще пробовал ?
Изображение
Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.
Леонардо да Винчи

Аватара пользователя
solnischko
Сообщения:3619
Зарегистрирован:22.11.2009 10:44
Имя:Ирина
Откуда:Emmerich
Контактная информация:

Re: Что рисуют наши детки? методика "Рисунок семьи"

Сообщение solnischko » 15.11.2010 20:24

А уменя доча из садика и принесла. ПРИКОЛЬНЫЙ РИСУНОК: СТОИТ ДОМ , ПРИНЦЕССА И КОТвсе розовое а Солнышко желтое. Я тоже подумала значит все нормально ,)
Дети искренне нас любят и принимают такими какие мы есть.
Изображение

Ksuta
Сообщения:1046
Зарегистрирован:20.10.2009 12:45
Имя:Оксана
Откуда:B/W

Re: Что рисуют наши детки? методика "Рисунок семьи"

Сообщение Ksuta » 17.11.2010 17:27

Тест "Дом. Дерево. Человек".

Предлагаемый ниже тест очень часто используется при диагностике готовности ребенка к школе, "школьной зрелости".

Предлагаю воспользоваться одной из самых известных методик исследования личности, предложенной Дж. Буком еще в 1948 году. Тест называется "Дом. Дерево. Человек".

Поскольку считается, что понятия "дом", "дерево", "человек" не несут в себе какого-то явного эмоционального значения, то все, что выражает в этих рисунках ребенок, и все, что он приписывает этим объектам, - это его собственные эмоциональные реакции, выраженные в явной или символической форме. Каждый из этих объектов необходимо рассматривать как автопортрет, поскольку ребенок наделяет его некими особенностями, имеющими для него значение.

Методика состоит из двух этапов: на первом - ребенок создает рисунки, на втором - проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.

Обратитесь к ребенку со следующими словами: "Нарисуй дом как можно лучше".

Как только он начнет рисовать, засеките время, чтобы знать, сколько его затрачено ребенком на рисунок. Как обычно, применение дополнительных приспособлений не предусмотрено. После того как ребенок закончит изображение рисунка, попросите его нарисовать дерево, а затем человека.

Пока ребенок работает над рисунком, вы должны наблюдать за ним и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

После того как все рисунки закончены, переходите к беседе. Ниже приводится список вопросов, которые помогут вам прояснить все неясные моменты и получить важную информацию о ребенке.

Дом

Сколько этажей у этого дома?

Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

Это твой дом? (Если нет, то чей он?)

Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?

Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?

Если бы этот дом был твоим:

- какую комнату ты бы выбрал себе? Почему?

- с кем бы ты хотел жить в этом доме? Почему?

Этот дом находится где-то далеко или близко?

О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?

О чем он тебе напоминает?

Этот дом приветливый, дружелюбный?

Он похож на другие дома или отличается чем-то?

Какая погода на этом рисунке?

Чего не хватает в этом доме?

Куда ведет дорожка от дома?

Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево

Что это за дерево?

Где в действительности находится это дерево?

Каков приблизительный возраст этого дерева?

Это дерево живое?

Если ребенок говорит, что дерево живое:

Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

Если ребенок считает, что дерево мертвое:

Отчего, по-твоему, погибло дерево?

Как ты думаешь, когда это произошло?

Как ты думаешь, на кого это дерево больше похоже: на мужчину или на женщину?

Что именно в рисунке подтверждает это?

Это дерево одинокое или рядом есть другие?

Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?

Есть ли на рисунке ветер?

Покажи, в какую сторону дует ветер?

Расскажи подробнее, что это за ветер, какой он?

О чем заставляет тебя думать это дерево?

О чем оно тебе напоминает?

Это дерево здоровое?

Это дерево сильное?

Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?

Кого тебе напоминает это дерево? Почему?

В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

Человек

Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

Сколько ему (ей) лет?

Кто он?

Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?

О ком ты думал, когда рисовал?

Что он делает? (и где он в это время находится?)

О чем он думает?

Что он чувствует?

Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?

Кого тебе напоминает этот человек?

Этот человек здоров?

Почему ты так думаешь?

Этот человек счастлив?

Почему тебе так кажется?

Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?

Какая погода на рисунке?

Кого напоминает тебе этот человек? Почему?

Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация

Повторим еще раз, что каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, комментарии. Следует иметь в виду, что один и тот же элемент может иметь разное значение, это зависит от общей конфигурации, а также, что он может иметь больше одного значения.

Детали

Принято считать, что детали рисунка символизируют собой то, насколько хорошо ребенок ориентируется в жизни, в какой мере он интересуется тем, что происходит в окружающей его действительности.

Если ребенок, рисуя ту или иную деталь, сопровождает это комментариями, выражает в это время какие-то эмоции, вероятно, эта деталь имеет для него особое значение. Такой же вывод можно сделать, если он нарушает естественную очередность изображения деталей (например, начинает дом с дымохода), усиленно стирает какой-то элемент рисунка, возвращается к нарисованному один раз или более, затрачивает слишком много времени на изображение детали или изображает ее в необычной манере, оставляет деталь незаконченной, пропускает деталь, несмотря на то, что она является обязательной, отказывается говорить об этой детали.

Интерпретация начинается с такого показателя, как количество деталей. Прежде всего, следует удостовериться в наличии обязательных деталей.

Дом должен иметь по крайней мере одну дверь (исключением является тот случай, когда нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма из печи или чего-то, что может использоваться для обогрева дома.

Дерево должно иметь ствол и, по крайней мере, одну ветвь (если ребенок не нарисовал вместо дерева пень, что расценивается как очень тревожный знак).

Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха.

Дом

Отсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных выше, может указывать на нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) может трактоваться как стремление заполнить и упорядочить окружающее пространство, что может быть связано с отсутствием чувства безопасности, тревогой, незащищенностью.

Среди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольной формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома. Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка передают критичное отношение ребенка к самому себе. Если дом состоит из нескольких разных строений - это может выражать чувство враждебности к кому-то из близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, может свидетельствовать о заторможенности мышления, отсутствии эмоций, острых переживаниях. Высокая, крупная крыша, так же как и акцентирование на ней, вероятно, говорят о том, что ребенок склонен к фантазиям.

Труба символизирует теплоту отношений, поэтому ее отсутствие может указывать на недостаток тепла, заботы, опеки или на наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Если из трубы выходит много дыма, вероятно, ребенка что-то тревожит, имеет место внутреннее напряжение.

Очевидно, что дверь подразумевает возможность доступа или отступления; фронтальная дверь может представлять собой и вход и выход, то есть она символизирует доступность, а задняя и/или боковая дверь обычно представляет выход, бегство от действительности. Если дверь отсутствует - ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь выражает потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь может обозначать, что ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь свидетельствует о противоположных тенденциях: крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих.

Если на двери нарисован замок, это можно интерпретировать как скрытность, возможно даже враждебность, потребность в защите. О необходимости в защите говорит также наличие забора возле дома.

Окно - это образ визуального контакта. Замкнутый, ушедший в себя ребенок может проявлять свою враждебность в том, что рисует окна без рам, совсем не рисует окна или не рисует их на первом этаже; рисует окна, но дополняет их ставнями, штриховкой, занавесками, шторками и т.д. Если окна нарисованы высоко от земли - это может обозначать некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Ребенок, нарисовавший окна в последнюю очередь, выражает стремление к уединению, нежеланию контактировать с окружающими. Раскрытые окна могут указывать на прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Дерево

Крупное, очень большое дерево может служить выражением агрессивного отношения. Если рисунок состоит преимущественно из слабых, тонких линий - это говорит о неуверенности, нерешительности, слабой приспособленности. Если форма дерева напоминает замочную скважину, с кроной в виде круга или овала, - это может означать сильные враждебные импульсы. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви, по-видимому, символизируют душевные травмы. Если ребенок графически или устно указывает на то, что дерево мертвое - это расценивается как признак чувства неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины и т.д. Чаще всего мертвыми или частично мертвыми называют ветви или корни. В таком случае поврежденные ветви трактуются как символ травмирующего воздействия окружающей среды, а мертвая корневая система подразумевает внутриличностную дисгармонию.

Предполагается, что дерево символизирует то, как ребенок ощущает себя в окружающей его реальности. Поскольку внешние силы, воздействующие на дерево, преимущественно являются метеорологическими, то через описание погодных условий ребенок может выразить свое впечатление о том, как он воспринимает отношения со стороны окружающих: является ли окружающая реальность в целом благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной.

Человек

Человек, изображенный анфас, должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот и два уха. Ребенок может ярко выразить чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней. Разведенные руки - выражение стремления к действию. Если руки скрещены на груди - это свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки - наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки, напротив, выражают отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Непропорционально длинные ноги - стремление к независимости. Короткие ноги выражают чувство беспомощности.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (например, выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека, имеющего только глаза, свидетельствует о подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания общаться.

Дорогие родители, следует также обратить внимание на последовательность в рисовании дома, дерева, человека; пропорции деталей на рисунке (возможно, что-то кажется слишком большим или, наоборот, слишком маленьким); перспективу (что и где нарисовано); время, которое ребенок затрачивает на рисование элементов рисунка; качество линий (жирные, слабые линии); комментарии – устные или письменные - имена людей, названия улиц, деревьев и т.п. Будьте внимательны и ведите записи.

К сожалению, размеры выпуска не позволяют нам детально описать особенности интерпретации рисунка. Однако, дорогие друзья, при желании Вы без труда найдете подробное описание интерпретации разных аспектов рисунка на страницах всемирной сети.

Еще раз напомню Вам, что только специалист может дать полноценную интерпретацию рисунка, так что не торопитесь с выводами! Рисуйте с удовольствием!
вчера-мечта, сегодня-цель, завтра-реальность ))))

Аватара пользователя
Lola
Сообщения:4120
Зарегистрирован:23.11.2009 22:31
Имя:Rada
Откуда:Munchen

Re: Что рисуют наши детки? тесты и их расшифровка

Сообщение Lola » 03.10.2012 21:57

Статья: "О чем расскажет детский рисунок?"
http://www.aif.ru/health/article/55524
Изображение
Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.
Леонардо да Винчи

Аватара пользователя
Malinka
Сообщения:11
Зарегистрирован:30.11.2012 23:27
Имя:Катерина

Re: Что рисуют наши детки? тесты и их расшифровка

Сообщение Malinka » 01.12.2012 14:09

Я раньше не придавала особого значения рисункам, которые рисуют мои дети. Но несколько дней назад увидела очень хорошую передачу о том, как расшифровать детские рисунки, а после того как прочитала ваше сообщение немного стала переживать. Моя дочка в последнее время рисует в садике только одним цветом - серым...
Наше счастье здоровые дети
Изображение

Ответить