Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Отправить тему по email

Версия для печати

Текущее время: 29.03.2024 08:00

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy


Аватара пользователя
gkir
Админ
Сообщения:1646
Зарегистрирован:09.10.2009 14:30
Имя:Кирилл
Контактная информация:
Что предпочитают читать наши дети

Сообщение gkir » 23.05.2007 21:04

Е.И. Голубева
Что предпочитают читать наши дети

// http://teacher.fio.ru/news.php?n=28513&c=1

Детское чтение меняется. Изменения происходят быстрее, чем пятнадцать лет назад. Это очевидно для всех. Некоторым ситуация кажется вообще катастрофической: совсем не читают! Большинство, как во все времена, утверждает, что нынешние школьники, конечно, совсем не то, что раньше…

А что же на самом деле? Какие изменения происходят в детском чтении? Какие из них мы готовы поддержать? И можем ли противостоять тем, которые нам не симпатичны?

Один из немногих в России социологов детского чтения, обрабатывающий большие массивы материалов, В.П. Чудинова определяет сегодняшнюю ситуацию как процесс смены моделей чтения. Прежняя модель, сложившаяся в ситуации «литературного центризма» существовала не менее века. Подавляющее число людей ХХ века поддерживали именно её и в своих взглядах, и в практической жизни.

К характеристикам прежней модели чтения, прежде всего, нужно отнести достаточно высокийстатус этого вида деятельности в системе общественных ценностей. Но, согласитесь, в отношении чтения детей у взрослых всегда преобладал практический подход. Родители надеялись, что книжка сделает грамотнее, книжка поможет больше узнать, поможет лучше учиться, книжка научит уважать старших, общаться со сверстниками и т.д. А насчёт получения удовольствия. … Вспомните, что говорила мама своей дочке, ушедшей с головой в любовные переживания литературных героев, когда, придя вечером с работы, видела нечищеную картошку и неметёный пол…

Ещё одна характеристика чтения – это структура читательских интересов. Но в отношении прежней модели чтения детей и подростков об этом можно судить в основном по тематике библиотечных запросов. Покупательский спрос того (советского) времени с трудом поддаётся анализу, т.к. раскупалось почти всё, что издавалось для детей. В библиотеки же приходили за книгами по школьной программе, для выполнения учебного задания, общественного поручения, за материалами, связанными с какими-то увлечениями, личными интересами в практической области и, конечно, за «чем-нибудь интересненьким».

Круг чтения детей и подростков был ориентирован на «золотое ядро» литературы для этого возраста. Основную часть составляли произведения художественной литературы, для маленьких читателей – фольклор и научно-художественные произведения о природе. Познавательных, научно-популярных, справочных изданий, юмористических, приключенческих, развлекательных книг всегда было недостаточно.

На особенностичитательских предпочтений мальчиков и девочек внимания почти не обращали. Об этом говорили исследователи (в основном психологи). Но их практически не учитывали при составлении программ и списков для чтения. И уж, конечно, их не принимали в расчёт книгоиздатели.

«Новая модель чтения» ещё не сложилась, ещё находится в процессе формирования. Тем не менее, попробуем рассмотреть её по этим же позициям.

Итак, вопрос статуса чтения. Рискну сказать, что он отнюдь не стал менеевысоким. Наоборот, с возрастанием престижа образования в обществе, роль читательских навыков, умения работать с печатными источниками, умения пользоваться каталогами, прайс-листами, указателями, библиографическими, реферативными изданиями возрастает и среди школьников. Среди опрошенных нами в 2001 году подростков об отношении к чтению лишь 10% ответили «Не люблю читать, ничего не читаю». А 27,6% выбрали ответ «Нравится читать, много читаю». И чуть больше трети – «Люблю читать, но нет времени».

Другое дело, что практический подход, даже скажем грубее, утилитарное отношение кизданиям разного рода проявляется гораздо откровеннее. Как одно из следствий этого можно рассматривать возрастающую популярность журналов среди юной аудитории. В них информация изложена короче, с картинками, в современной стилистике, в одном журнале сразу по многим темам. И, увы, популярны не «Вокруг света», не «Юный техник» или «Пионер», а «Маруся», «Лиза», «Штучка», «Метрополитен» и т.п.

О чём же предпочитают читать в школьном возрасте? Какова тематика читательских интересов современных детей и подростков?

На основе ответов детей и подростков 6-15 лет, собранных в ходе всероссийского исследования в 2001- 2002 г.г. (организовано Российской государственной детской библиотекой) в 7 областных и краевых центрах России (Владимир, Брянск, Москва, Самара, Саратов, Ставрополь, Тамбов), в 14 городах и 38 посёлках, сёлах, деревнях и хуторах этих регионов, возникает очень пёстрая картина. Надо сказать, что в исследовании приняли участие школы и библиотеки. В том числе, количество респондентов из сельской местности составляет 15,7%.

Детям было предложено выбрать любое количество из «готовых» вариантов ответа на вопрос «Какие книги ты любишь читать?». Но кроме этого некоторые респонденты дали свои формулировки тем. Они многочисленны и достаточно интересны. Всего было сделано 4219 выборов (доля девочек – 2840, доля мальчиков – 1376). В среднем каждый респондент отметил примерно 3 позиции.

Самыми популярными темами и жанрами оказались - «О природе и животных», «Приключения, "ужастики"», «О путешествиях», сказки, фантастика. Примерно каждый десятый отметил стихи, комиксы и книги по истории. Далее идут книги о сверстниках, весёлые книги, романы о любви, детективы (девочки их отмечали гораздо чаще, чем мальчики). Мальчики же проявили преобладающий по сравнению с девочками интерес к книгам о технике, компьютерах, спорте, о войне. Всего исследователями было предложено 23 варианта на основе предыдущего анкетирования. Количество выборов других тем и жанров находится в диапазоне от 1,7% (по экономике, бизнесу, праву; по психологии, философии; о профессиях) до 5% (классика). Вроде бы немного. Но ведь каждый процент в данном обследовании – это более четырёх тысяч ребячьих выборов.

Такая пестрота читательских предпочтений отчасти обусловлена, отчасти поддержана разнообразием современной издательской продукции. Но вполне правомерно говорить о том, что идёт процесс индивидуализации читательских интересов, более тонкого определения (поиска) своего читательского «сектора». А практика увеличения числа издаваемых изданий поддерживает эту тенденцию, создаёт условия для её реализации.

Если проследить изменения в читательских предпочтениях детей и подростков, то видим следующую картину. В ответах 2001-2002 гг. по сравнению с 1998 годом значительно реже упоминаются такие темы и жанры, как: о природе и животных; о сверстниках (их ведь почти и нет!); о путешествиях, других странах; по истории; сказки, фэнтези, фантастика (вдвое!); классика (в т.ч. поэзия); комиксы; по психологии, философии; о спорте; о войне. Даже весёлые книги, романы о любви и детективы отмечаются намного реже. Примерно на том же уровне (увы, невысоком, но хотя бы стабильном) остался интерес к книгам по искусству; по астрономии, о космосе; по экономике, бизнесу, праву; к приключениям, «ужастикам». Зато возрос интерес к книгам о технике (в три раза!), о компьютерах, о знаменитых людях.

Но самое главное, что круг тем, интерес к которым декларируют школьники, стал гораздо шире. Это видно по дополнительному списку, составленному из ответов опрошенных в строке «Иное». Дети и подростки хотели бы почитать о биологии, о географии, науке о жизни и смерти, о рыцарях, о богатырях, о Родине, о загадочных явлениях, "о маме", "для души", "открытие в сказках". Наряду с желанием прочитать что-нибудь познавательное, энциклопедии, словари, о домоводстве назывались загадки, «мультяшки».

Теперь о круге чтения. В ответах на вопрос «Какую книгу ты поставил бы на «Золотую полку»?» было названо около тысячи имён авторов либо названий книг (автора помним не всегда). Подавляющее большинство – (69% позиций) - упомянуто лишь 1-2 раза. 3-5 раз упомянуто около 14% позиций. И 6-10 раз упомянуто 60 позиций (это около 7 %).

Более 10 раз (в амплитуде от 11 до 100 и более) – всего 7,7 % упоминаний. То есть читательские предпочтения, а часто просто реальное чтение российских детей и подростков, пересекается в названиях лишь в восьми случаях из ста. Хотя один из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Что же представляет собой этот заветный список?

Сказки, былины, легенды – 2 позиции
Классика отечественной литературы (досоветского времени) – 12 имён писателей.
Классика советской литературы – 43 имени.
Книги современных авторов – 17 имён.
Зарубежная литература – 7 имён.

Они-то и включены в приводимый ниже список. Цифра рядом с названием или фамилией автора означает общее количество упоминаний, а цифры в скобках детализируют долю выборов девочек и мальчиков в абсолютных числах.
Любимый автор, книга
Больше 10 выборов. Количество респондентов - 1503 Отечественная литература

Сказки, былины, легенды

1. Сказки народные 55 (д – 40; м –15)
2. Богатырские сказы. Былины 21 (д – 9; м - 12)

Классика отечественной литературы (досоветского времени)

1. Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки. Мёртвые души. Ревизор. Миргород. Тарас Бульба. 62 (д – 47; м – 15)
2. Есенин С. 53 (д – 44; м – 9)
3. Карамзин Н. Предания веков. История государства Российского. Бедная Лиза. 18 (д –14; м – 4)
4. Куприн А. Белый пудель. 12 (д – 8; м – 4)
5. Лермонтов М. Бородино. Стихи. Герой нашего времени. Маскарад. Мцыри. Др. поэмы. 89 (д – 61; м – 28)
6. Некрасов Н.А. Дедушка. Русские женщины. Мороз, Красный нос. 21 (д –15; м – 6)
7. Пушкин А.С. Сказки. 139 (д –101; м –38)
8. Пушкин А.С. Евгений Онегин. 39 (д – 30; м –9)
9. Пушкин А.С. Проза. 102 (д –81; м – 21)
10. Пушкин А.С. Стихи. Поэмы. 129 (д – 88; м – 41)
11. Толстой Л. Азбука. Обработки сказок. Война и мир. Анна Каренина. Детство. Отрочество. Кавказский пленник. 54 (д – 37; м – 17)
12. Тургенев И. Бежин луг. Записки охотника. Отцы и дети. Рудин. Накануне и др. романы и повести. 27 (д – 2; м – 7)

Классика советской литературы

1. Алексин А. Третий в пятом ряду. Безумная Евдокия. 11 (д – 9; м –2)
2. Астафьев В.П. Конь... Последний поклон. 14 (д –11; м - 3)
3. Бажов П. Сказы. 15 (д –12; м - 3)
4. Булгаков М. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. Белая гвардия. 20 (д –12; м –8)
5. Васильев В. А зори здесь тихие... 15 (д –10; м - 5)
6. Волков А.М. 84 (д –59; м - 25)
7. Гайдар А. Голубая чашка. Дальние страны. Р.В.С. Военная тайна. Мальчиш-Кибальчиш. Поход. Тимур и его команда. Школа. Чук и Гек 49 (д – 32; м – 17)
8. Горький М. Детство. В людях. Старуха Изергиль 12 (д –11; м –1)
9. Грин А. Алые паруса. 13 (д –11; м - 2)
10. Драгунский В. 17 (д –10; м –7)
11. Железников В. Прикл. чудака. Чучело. 15 (д – 13; м – 2)
12. Каверин В. Два капитана. Песочные часы. Город Немухин. 25 (д – 17; м –8)
13. Кассиль Л. Великое противостояние. Дорогие мои мальчишки. Твои защитники. Улица младшего сына. Черемыш - брат героя. 11 (д – 8; м –3)
14. Катаев В. Белеет парус одинокий. Сын полка. 18 (д – 11; м –7)
15. Лагин Л. Старик Хоттабыч. 11 (д – 7; м - 4)
16. Маршак С. Двенадцать месяцев. Детки в клетке и др. стихи. 18 (д – 11; м –7)
17. Михалков С. Сладкоежки. Дядя Стёпа. Сон с продолжением. Сын артиллериста. Моим друзьям . 12 (д – 6; м –6)
18. Носов Н. Витя Малеев... Незнайка. Фантазёры и др. рассказы 92 (д – 52; м -40)
19. Паустовский К. 29 ( д - 20; м –9)
20. Пришвин М. Глаза земли. Кладовая солнца. 27 (д –20; м –7)
21. Толстой А. Золотой ключик. Пётр 1. Аэлита. 33 (д – 18; м –15)
22. Троепольский Г. Белый Бим... 15 (д – 12; м –3)
23. Фраерман Р. Дикая собака... 12 (д –11; м –1)
24. Чуковский К. Чудо-дерево. 33 (д –22; м –11)

Историческая литература

1. Алексеев С. Пётр 1. А. Суворов. Сур. век. Адм. Уш... Сто расск. о войне. Наша Родина. Идёт война народная. 79 (д – 41; м –38)
2. "История России" 13 (д - 9, м - 4)
3. Мосияш С. Александр Невский. ("Защитники земли русской"). 11 (д – 7, м – 4)
4. Голицын С. Сказание о земле Московской. Рассказы. Ладьи плывут на юг. Сорок изыскателей. 41 (д – 23; м – 18)
5. Головин Н. Моя первая русская история. 20 (д – 10; м – 10)
6. Дорофеев А. Корабельные пути. Ключ от моря. Путь наш далёк. 19 (д – 11; м - 8)
7. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. 47 (д – 29; м –18)
8. Митяев А. Рассказы о русском флоте. Книга будущих командиров. Адмирал Нахимов 44 (д – 21; м – 23)
9. Обухова Л. Доброслава из рода Бусова. За "Золотыми воротами". Набатное утро. День на заставе. 25 (д – 19; м – 6)
10. Романовский С. Родина. Александр Невский. 35 (д – 25; м – 10)
11. Тихомиров О. На страже Руси. На поле Куликовом. Михайло Ломоносов. Стены древнего Кремля. 33 (д – 16; м – 17)
12. Ян В. Никита и Микитка. Огни на курганах. Чингиз-хан. К морю. Нашествие Батыя. 13 (д – 10; м – 3)

«Про войну»

1. Алексиевич С. Цинковые мальчики. 12 (д – 9; м – 3)
2. Космодемьянская Л. Повесть о Зое и Шуре. 12 (д – 10; м – 2)
3. Осеева В. Динка. Все вместе. Васёк Трубачёв... 11 (д – 11; м – 0)
4. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке. 19 (д – 13; м – 6)

Фантастика

1. Беляев А. Голова профессора Доуэля. Ариэль. Человек-амфибия. 15 (д – 6; м - 8)
2. Булычёв К. 38 (д – 26; м – 12)

Классика научно и художественно-познавательной литературы

1. Бианки В. Медвежата. 22 (д- 13; м – 9)
2. Сладков Н. Рептилии. Дети радуги. 14 (д- 9; м - 5)
3. Сутеев В. 37 (д – 27; м – 10)
4. Чарушин. Е. 23 (д – 15; м – 8)

Энциклопедии, справочная литература

1. Энциклопедии."Я познаю мир" , "Всё обо всём" , "Аванта+" и др. 59 (д – 36; м –23)

Книги современных авторов

1. Алексеев С. Пётр 1. А. Суворов. Сур. век. Адм. Уш... Сто расск. о войне. Наша Р...Идёт война народная. 79 (д – 41; м –38)
2. Алексиевич С. Цинковые мальчики. 12 (д – 9; м - 3)
3. Астафьев В.П. Конь... Последний поклон. 14 (д –11; м - 3)
4. Васильев. А зори здесь тихие... 15 (д –10; м - 5)
5. Гераскина Л. В стране невыученных уроков. Девочка и какаду. 14 (д-11; м –3)
6. Детские детективы ("Чашка по-английски", "Чёрная кошка") 14 (д – 8; м – 6)
7. Драгунский В. 17 (д –10; м –7)
8. Дружков Ю. Волшебная школа. Прикл .Карандаша и Самоделкина. 13 (д – 8; м –5)
9. Железников В. Прикл. чудака. Чучело. 15 (д – 13; м – 2)
10. Михалков С Сладкоежки. Дядя Стёпа. Сон с продолжением. Сын артиллериста. Моим друзьям. 12 (д – 6; м –6)
11. Митяев А. Рассказы о русском флоте. Книга будущих командиров. Адмирал Нахимов. 44 (д – 21; м –23)
12. Обухова Л. Доброслава из рода Бусова. За "Золотыми воротами". Набатное утро. День на заставе. 25 (д –19; м – 6)
13. Романовский С. Родина. Александр Невский. 35 (д – 25; м – 10)
14. Тихомиров О. На страже Руси. На поле Куликовом. Михайло Ломоносов. Стены древнего Кремля. 33 (д – 16; м –17)
15. Успенский Э. Меховой интернат. Страшные истории. Дядя Фёдор, пёс и кот. (и всё Простоквашино). Крокодил Гена... (в т.ч. стихи "А м.б., ворона..."). Тётя дяди Фёдора и т.п. 78 (д – 52; м – 26)


Зарубежная литература

1. Андерсен Х-К. Сказки. 23 (д – 19; м –4)
2. Берроуз Э. Тарзан великолепный. 12 (д –7; м - 5)
3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. 2000 льё под водой. 17 (д – 8; м - 9)
4. Дефо Д. Робинзон Крузо. 12 (д –5; м - 7)
5. Линдгрен А. Прикл. Калле Блюмквиста. Пеппи... 19 (д –14; м –5)
6. Твен М. Приключ. Гек. Финна и Тома Сойера. Принц и нищий. 31 (д – 20; м - 11)
7. Шекспир. Гамлет. Ромео и Джульетта. Отелло. 18 (д – 14; м –4)


Большое количество упомянутых юными читателями имён авторов и названий книг говорит о широкой литературной осведомлённости современных школьников. В их решении назвать именно эту книгу, конечно, проявляется не только их читательская любовь к ней. Это сочетание целого ряда факторов: недавно прочитана, учительница о ней говорила, на красивой выставке в библиотеке стояла и другие.

Но столь малое количество книг, названных более 10 раз (всего 7,7%) настораживает. Ответы на вопрос дополнительной анкеты «Какую книгу ты читаешь сейчас?» (реальное чтение) только подтверждают эту тревогу. Из 287 названных позиций только «Русские народные сказки» упомянуты больше 10 раз (11!). Или уж настолько индивидуализированы вкусы юных читателей (в основном это художественная литература), или не всем доступны хорошие книги. Скорее верно второе предположение. И это не только ущерб чьей-то читательской судьбе. Это ущербность информационного поля нашего общества. Притом что фундамент литературного образования закладывается именно в школьные годы. И многое потом невосполнимо.

Где берут книги наши дети?

Нельзя обойти вопрос об источниках получения книг сегодня. По материалам наших исследований получается следующая картина. В 40% случаев книги берут из домашних собраний (собственной семьи или друзей), а в 60% пользуются фондами различных библиотек (школьной, детской, сельской, «взрослой»). По предварительным итогам обследования сельских школьников 2003 года. Процент обращения в библиотеки за нужными книгами составляет 97% (хотя и домашние собрания там есть и используются).

Цифры наглядно иллюстрируют место общественных книжных фондов в удовлетворении читательских потребностей детей и подростков. Разница между частотой обращения в библиотеки между мальчиками и девочками (по материалам 2001 года) незначительна (менее 1%). Подтверждаются эмпирические наблюдения о том, что для мальчиков чуть чаще покупаются книги, чем для девочек.

Но не все тематические запросы школьников библиотеки могут обеспечить книгами из своих собраний. К сожалению, это очень большой перечень тем: государство, право, граждановедение; профориентация, выбор профессии, новые профессии; о здоровом образе жизни, профилактике вредных привычек, особенно наркомании; физкультура и спорт; экология; медицина; искусство, искусствоведение и литературоведение; компьютеры и информатика; астрономия, космос, космонавтика; страноведение; о технике и детском техническом творчестве; о молодёжном движении; о современном состоянии вооружённых сил; экономика России и зарубежных стран; славянская мифология, традиции и обряды народов России, российские народные промыслы; история науки, об учёных. Все отмечают практическое отсутствие изданий художественных произведений современных авторов, особенно адресованных подросткам.

Почему всего этого нет в библиотеках? Каких-то изданий нет в природе, и тогда это предмет для обсуждения с авторами и издателями. Какие-то ценные книги изданы малыми тиражами (очень осторожная тиражная политика, не выстроенная адекватно сегодняшним условиям система книгораспространения), и книги эти не могут быть даже теоретически представлены в фондах библиотек, обслуживающих детей (в России 4,5 тысячи только специализированных детских библиотек и ещё более 120 тысяч сельских и школьных). К исправлению этой ситуации необходимо приложить совместные усилия книгораспространителей, библиотекарей, работников системы образования. Часто, конечно, отсутствие нужной детям книги в библиотеке объясняется несистематическим и скудным финансированием, особенно из местных бюджетов, где культурные потребности населения отнюдь не числятся среди приоритетов. И тут уж всё общество, законодательные и исполнительные власти всех уровней должны осознать катастрофические последствия бесконтрольного развития ситуации с обеспечением детского чтения и срочно принять меры к её улучшению.

В заключение необходимо опять сказать об ответственности всех, кто причастен к обеспечению детского чтения. Нам приходится решать двуединую задачу: наряду с удовлетворением читательских запросов и интересов юного поколения каждый в соответствии со своей профессиональной спецификой постепенно формирует не только сегодняшнего, но и завтрашнего (уже взрослого) читателя, его потребности, вкус, читательскую культуру. Мы сами своими руками создаём читающую (или не читающую) аудиторию. И через 5-10 лет нам уже стыдно будет говорить: «А они читают только про секс с картинками и бандитов». Это мы таких вырастили.

Источник: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/2.htm