Добро пожаловать!







Забыли пароль? Вам сюда!!
 


Поиск на всём сайте:



Кто сейчас на конференции


Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


В нашей базе данных...


можно найти роддома, клиники, детские сады и школы рядом с домом




Социальные сети...


Наши социальные группы

 

Прочие полезности:


FAQ

Удалить cookies

Отправить тему по email

Версия для печати

Текущее время: 28.03.2024 11:46

Часовой пояс: UTC+02:00

Cookie-Policy


Аватара пользователя
gkir
Админ
Сообщения:1646
Зарегистрирован:09.10.2009 14:30
Имя:Кирилл
Контактная информация:
Формирование личности – это строительство будущего

Сообщение gkir » 24.05.2007 21:16

Формирование личности – это строительство будущего
Автор(ы): Лишин О.В. А.К. Лишина

От солдат,
не умеющих стыдиться,
хорошего не жди.

Ю. Белаш "Окопные миниатюры"

Мысль Юрия Семеновича совсем не парадоксальна и по существу перекликается с мыслью, высказанной его ровесником, тоже фронтовиком, а позднее крупнейшим лингвистом, филологом, историком, литературоведом, психологом Юрием Михайловичем Лотманом культура как форма общения, активная память людского сообщества, может быть определена по своему уровню в зависимости от системы нравственных запретов значимых для каждого, системы, регулятором которой служит стыд. Чем богаче и разветвленнее эта система, те выше культура эпохи. Вот еще одно свидетельство видения нашего времени как эпохи культурного упадка: что стыдно делать сегодня в России? Даже назвать трудно, если начать перебирать признаки времени. Лгать – не стыдно, если во спасение и для выгоды… воровать – не стыдно, иначе другой раз и не выживешь. Оказаться уличенным в обмане – ну, и что ж тут такого – врут и с высоких трибун, стыд не дым, глаза не выест. Опубликовать в очередном номере газеты фотографию обнаженной девушки с точным указанием ее имени, фамилии, увлечений – да что вы, это почти реклама! Убить безоружного из-за угла – почти бизнес, даже имя для убийцы придумали "изящное" – киллер. Оскорбить, замучить пленного, пытать беззащитного человека в застенках – у нас теперь не редкость. Ну, и мародерство, и торговые сделки с неприятелем, и отношение офицера к собственному солдату, как к бессловесной твари стало для общественного мнения привычным - "дедовщина", знаете ли, это естественно, все идет с "гражданки", общество у нас такое, да и вообще "неуставные отношения" в армии – всегда были… Но хамство порождает хамство, бесстыдство – бесстыдство, а рабские отношения способны породить только рабскую психологию, где слабый подчиняется сильнейшему, а сильный физически – беспредельно издевается над слабым…

Господа педагоги, господа родители, не надо закрывать глаза на то, что происходит: сегодня "падение нравов" угрожает существованию общества и просто – напросто жизни людей. В последние десять лет сотни тысяч наших сограждан уже отдали свои жизни за то, что кто–то кому–то солгал, а кто-то им обоим поверил только искать виновных для каждого случая бесполезно у нас идет расплата общества за многовековую российскую особенность – пренебрежение отношениями людей. Оглянемся на нашу историю: на Россию "которую мы потеряли". …21 февраля 1855 года вышел закон об освобождении от наказания плетьми женщин. Но уже выпущенный закон обнародован не был, а был сообщен секретно начальникам губерний. …С 5 февраля 1858 года была допущена гласность: разрешено публиковать в местной печати царские рескрипты для всеобщего ознакомления граждан. …5 марта 1891 года, в день объявления манифеста об освобождении крестьян, в одном из полицейских участков Петербурга были выпороты два дворника, за несколько дней распространявшие слухи об этом самом манифесте. …15 апреля 1858 года в "Одесских новостях" была опубликована статья Н.И. Пирогова, недавно вернувшегося с Крымской войны: "Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии детей?". В ней он пишет: "..для многих отцов, матерей и учителей высечь ребенка – все равно, что высморкаться. Я знавал и таких, которые уверяли, что до 12 лет с ребенком нужно обращаться как с котенком или щенком." Н.И. Пирогову, в то время попечителю Киевского учебного округа не удалось отменить в этом округе сечение: педагоги его не поддержали.

Духовенсво, в лице Митрополита Филарета высказалось таким образом: "… вопрос о употреблении или неупотреблении телесного наказания в государстве стоит в стороне от христианства… Если государство может отказаться от сего рода наказания, находя достаточным более кроткие роды оного; христианство одобрит сию кротость. Если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание; христианство не осудит сей строгости, только бы наказание было справедливо и не чрезмерно." По поводу "чрезмерности": уже в 1875 году суд оправдал смотрителя духовного училища при Троице Сергиевоей лавре, который насмерть засек десятилетнего мальчика.

Как видно из сказанного, в традициях нашего общества нельзя усмотреть в минувшие века ни уважения к личности ребенка, ни уважения к человеку вообще. С очень древних времен в нем преобладают авторитарные традиции: прав тот, у кого больше прав… Наблюдая сегодня телевизионные шоу, когда за серию "детских" ответов на вопросы ведущий отваливает кому-то весьма круглые суммы поневоле вспомнишь Егора Молотова из "Мещанского счастья" Н.Г. Помяловского: " Не труд нас кормит – начальство и место кормит; дающий работу – благодетель, работающий – блогодетельствуемый; наши начальники – кормильцы. У нас самое слово "работа" происходит от слова "раб". "Результатом традиции авторитарного воспитания из поколения в поколение шло формирование типа социально неполноценной личности, нередко способной, даже талантливой, владеющей и знаниями и мастерством, но испытывающей большие сложности в сфере человеческих отношений ей свойственна привычка безропотно подчиняться силе или срываться в анархическое бесчинство, вымещать собственное унижение на слабом или подчиненном.

Сегодня ученые – психологи различных стран, независимо друг от друга разработали социально – психологическую модель личности, где на одной шкале – вертикальной, откладывается уровень индивидуализации личности: ее самооценка, знания, навыки, умения, мастерство, степень самоуважения; а на другой – горизонтальной – социализация: умение и желание взаимодействовать с людьми (способность к сотрудничеству, к уважению и пониманию собеседника). На обеих шкалах есть область положительных и область отрицательных величин в итоге можно выделить гуманистический тип личности, стойко положительный по обеим шкалам. В наибольшей степени он соответствует традиционному пониманию типа русской интеллигенции XIX-XX столетия.

Это люди, отличающиеся устойчиво положительным восприятием себя, своей ценности в глазах других, причем этих "других" они оценивают как достойных уважения. Такие люди особенно нуждаются в общении и сотрудничестве, внутренне уравновешенны, способны к сопереживанию, пониманию не только себя, но и других, ответственны, самокритичны, и в связи с этим несколько тревожны. При всем этом они не святые и не ангелы, могут ошибаться; им свойственны противоречия, недовольство собой и сомнения в своей правоте. Формирование личности такого типа связано, прежде всего, с устойчиво положительными отношениями в семье с уважением к ребенку и людям вообще, с пониманием ребенка родителями и предоставлением ему самостоятельности. По самым общим подсчетам, семей такого типа в нашем обществе не более 20-25%. Уточним: мы имеем в виду интеллигентность не как профессию, без связи с образованием, а только как качество личности, как психологический комплекс человеческой порядочности. Люди этого типа хорошие солдаты, когда им есть, что защищать, и хорошие командиры, заботящиеся о своих подчиненных, ответственные специалисты и честные исполнители. Об одном из таких командиров корпусном комиссаре А.С. Николаеве писал К. Симонов: "… По складу своей души, когда было тяжело, и когда ему казалось, что бойцам плохо и, что они чего-то не понимают и чего-то бояться, то для себя лично он находил простое решение: быть там, где тяжело, сидеть вместе с этими бойцами или идти вместе с ними. Необходимость поступать так он относил в первую очередь к себе и во вторую – к тем командирам, которые поставили своих бойцов в то или иное трудное положение, и считал, что командира, имеющего привычку совершать нелепость и отдавать неоправданные приказания, лучше всего лечить от этой привычки, поставив его самого в те условия, в которых находятся люди, выполняющие это его приказание." (К.М. Симонов. "Разные дни войны". М., 1981 г., Т1 с319). В сущности, поколение, в котором такие люди были не редкость и оказывали существенное влияние на остальных, и спасло Россию в 1941-45 г.г., разгромив военную машину Фашистской Германии.

К сожалению, большинство из них погибло – или до войны, в гражданскую, в революцию, в 30-е годы в сталинских лагерях и застенках, в 1941-45г.г. среди 26 или 27 миллионов павших и даже после войны, в тех же лагерях и застенках. Их дети и внуки во многом были раздавлены нищетой и бесправием 90-х. В итоге XX века в нашем обществе образовалась недостаточность "критической массы" людей с честью и совестью. Это повлекло за собой то, с чего мы начали свой рассказ – падения общего культурного и нравственного уровня российского общества.

В новых условиях "дикого капитализма" бурно расцвел социально – психологический типаж другого склада: эгоцентрический. Личность такого типа полагает основной ценностью самое себя, а других воспринимает постольку, поскольку они не противоречат ее взглядам и интересам. Им свойственна высокая самооценка, пониженная социальная ответственность и отсутствие ожиданий со стороны окружающих. Различные авторы характеризуют этот тип людей как импульсивный, как "отвержение привязанности", как оборонительную и обвиняющую других позицию. Выявлено, что подобного склада люди чувствуют себя некомфортно при установлении близких отношений, предпочитают независимость и при этом сохраняют положительный образ «Я». Для них типична относительно высокая агрессивность, пониженная или нормальная ориентация на общение, такая же тревожность и тяготение к результату собственной деятельности более чем к процессу. В целом надо отметить для них большую возможность реализовать свои способности в сфере предметной, чем в работе с людьми. Впрочем, они могут преуспеть и в управленческой административной сфере, где успешно манипулируют зависимыми от них людьми и добиваются здесь значительных успехов. Для людей этого склада типична авторитарная позиция в общении. Способность выдерживать стрессовые состояния у них несколько ниже, чем у иного, гуманистического склада, что вполне понятно: свое "Я" у них – главная ценность, и когда ей что-то угрожает, они теряют равновесие.

В современных условиях люди этого типа преобладают не только в криминальных, но и во властных структурах, во многом определяют состояние экономического и политического кризиса общества, психологически опираясь при этом на общую социальную недостаточность большинства российского населения. Формирование людей этого типа, как и предыдущего, во многом определяется отношениями в семье – в первую очередь недостатком понимания и уважения ребенка со стороны старшего поколения, недостатком самостоятельности или, наоборот, доброжелательным равнодушием и внутренней отчужденностью родителей. Завершает формирование властная позиция школьных педагогов нередко связанная с унижением и оскорблением детей, система формальных требований и невнимание школы к задачам воспитания.

В 1993 году В.А. Караковский писал: "Ныне термин "воспитание" вымывается из педагогического лексикона, он поглощен образованием. Это, в свою очередь, приводит к затуханию воспитывающей функции школы. По образцу и подобию западных стран, на которых многие ориентируются, как на абсолютный образец, уже предлагается главную заботу (а следовательно и ответственность!) за воспитание детей переложить на семью и церковь. Все чаще раздаются голоса о разделении учебной и воспитательной функций школы, о введении специального штата воспитателей, социальных педагогов, который позволит учителям не отвлекаться от учебного процесса. Внешне это выглядит благоразумно и пристойно, но в этой тенденции таится большая опасность – превращения основной массы учителей в урокодателей". (В.А. Караковский "Стать человеком", М., 1993, с.4-5).

Два остальных личностных типа определяются в первую очередь недостаточностью индивидуализации – недооценкой или слабым развитием собственного "Я", иногда ломкой базовых личностных установок в результате сильного стресса, другими словами – потерей веры в себя и в людей. К тому же может привести еще и астенический склад личности – малый резерв сил. Смолоду сюда попадают в результате испытания несправедливостью и насилием над личностью, в зрелом возрасте – из-за непереносимых стрессов. Один из этих вариантов – депрессивный, связан с потерей веры в себя и с сохранностью более высокого представления о других. У таких людей компенсаторно может развиться высокая агрессивность, подозрительность одновременно с чувством вины. Более глубокая потеря веры и в себя и в других появляется у негативистов: людей, убедившихся в том, что мир плох и они сами – не исключение. Это – носители бесплодной позиции неудачника.

Описанные типы формируются в более или менее завершенном виде к старшему подростковому – юношескому возрасту. Иногда – чуть раньше или позже. Тяжелый стресс способен "сбросить" личность в позицию не верящего в себя неудачника или даже негативиста и в более зрелом возрасте. Первый из описанных типов - "гуманист" обладает большей устойчивостью, второй - "эгоцентрист"- несколько меньшей. Можно предположить, что совсем не редкая ситуация алкоголизма и наркомании молодежи имеет определенное отношение к проблеме поиска личностью своей "жизненной позиции" и закрепления в ней. Пока что можно с уверенностью сказать, что случаи глубокого непонимания людьми друг друга часто связаны с тем, что противостоящие стороны стоят на резко противоположных "жизненных позициях". Конечно же эти "полюса" не разделены "берлинскими стенами", они более или менее постепенно переходят друг в друга, так что явно существуют смешанные или неустойчивы "промежуточные типы". Однако последовательно отстаивают свои позиции и соответственно ведут себя все-таки преимущественно четко выраженные типы личностей.

Изменить свою "жизненную позицию" в зрелом возрасте нелегко. Психологи, вполне владеющие трансактным анализом утверждают, что им, как правило, удается – привести сложившуюся личность к гуманистической жизненной позиции. Во всяком случае – эта задача, решаемая, в основном, на профессиональном уровне. На уровне самодеятельности в зрелом возрасте легко представить себе, в основном деструктивные изменения.

Мы полагаем, что есть основание считать, едва ли не важнейшей проблемой российского социума рубежа столетий, кризис человеческих отношений, явившийся следствием сформировавшейся к этому времени социальной недостаточности значительной части населения России и влекущий за собой последовательно и экономический, и политический, и культурные кризисы, охватившие страну. В качестве довода можно привести российское отношение к детям, которых в нашем обществе бросают на произвол судьбы, продают, используют в подпольных домах терпимости и в изготовлении порнофильмов, и наконец, просто убивают в таких масштабах, которых не встретишь ни в одной цивилизованной стране со времен 2-й мировой войны. Недавно в одной центральной газете появилось интервью с крупным московским чиновником системы образования, где тот заявил, что у него нет законных оснований привлечь к ответственности, вплоть до увольнения школьного учителя за систематическое и публичное оскорбление учащихся. В сущности, ребенок и подросток сегодня в России беззащитны не только перед собственными родителями. Но и перед представителями государства: его по ряду формальных причин могут лишить права учиться, он может оказаться бездомным, совсем не редко ему некуда девать свое свободное время, тем более, что и денег у него тоже нет. Поэтому неудивительно ныне широкое распространение антиобщественных организаций нацистского и сектантского толка, таких как "Московская церковь сатаны". "Российская церковь сатаны", "Зеленый орден", "РНЕ", вербующие прежде всего подростков и молодежь, до которой нашему обществу и государству нет дела.

Окраины, провинция души
где мерзость наша, низость и потемки
годами ждут момента, а потомки
потом гадают как возник фашизм

И. Губерман.

А.Г. Маслоу заметил, что психологически "больные" люди созданы "больной " цивилизацией…, но не менее истинно и другое: "больные" индивиды делают свою цивилизацию еще более "больной", а "здоровые" – делают свою цивилизацию более "здоровой". Улучшение здоровья человека – это один из подходов к созданию лучшего мира. (А.Г. Маслоу "Психология бытия" М., 1997 г., с 28-29). Падение уровня социализации, другими словами, падение уровня человечности свидетельствует о серьезности заболевания нашего общества. Если болезни не препятствовать, возможны тяжелые для общества последствия. В свое время советские писатели, пережившие войну и немецкую неволю, писали о "небывалом масштабе обесчеловечивания мирного населения фашистской Германии накануне 2-й Мировой войны и в ее ходе. Вплоть до отрезвляющего поражения. "И еще странно, – писал В.Семин, - есть в этой жестокости парадность, официальность и частная инициатива" (В. Семин «Плотина». С.77). Алесь Адамович: Что может быть страшнее правды, вблизи рассмотренной, последовательной, - правды о том, как в палаческую работу по истреблению… людей стараются втянуть целый народ". (А. Адамович "Ничего важнее" – Вопросы литературы, 1983, с.113-114).

Вполне в духе традиций российской интеллигенции задать в этом случае вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать". На первый вопрос ответ очевиден: виновата история, приведшая наш народ к психологически кризисному состоянию. На второй вопрос ответить еще легче: пока еще не поздно, надо перестраивать народный менталитет, не надеясь в этом случае ни на политиков, ни на политику. Речь идет не только и не столько о школе: ее истинно государственная неповоротливость давно всем известна, сколько о семьях. Еще Вильгельм Райх, немецкий психолог середины ХХ века писал: "Авторитарное воспитание детей в духе смирения и покорности позволяют политическому честолюбцу использовать в своих целях покорность и доверчивость миллионов трудолюбивых мужчин и женщин". (В. Райх "Психология масс и фашизм", Спб.,1992, с.351). Нет нужды доказывать, что авторитаризм присущ российскому обществу, что называется, с его "младенчества", с первых столетий государственности. Гнездиться он разумеется в первую очередь в семье и в школе; потом подключаются остальные социальные инстанции. Сюда, на семью надо и сосредоточить главные усилия по перевоспитанию российского народа. Проще говоря: надо, пользуясь современными знаниями по возрастной и педагогической психологии подготовить два поколения родителей завтрашнего дня, с тем, чтобы их дети были воспитаны в духе уважения к ним со стороны взрослых, в атмосфере понимания и поддержки самостоятельности. Это вполне возможно при сколько-нибудь последовательном внимании к старшеклассникам, которых, наконец-то надо подготовить к нелегкому бытию взрослых людей. До сих пор никто не удосужился поставить проблему психологической подготовки школьников к роли родителей, необходимо предполагающей знания в сфере возрастной и педагогической психологии, социальной психологии и конфликтологии. Неплохо бы познакомить школьников с психологией примитивных человеческих сообществ куда тяготеют криминальные группировки, с психологией тюремного мира, от которого не многим отличается мир "дедовщины", искалечивший уже не одно поколение российских молодых ребят. Лишь в последнее время можно отметить некоторое оживление интереса к патриотическому воспитанию, но и то в сугубо военно-прикладном его значении. На деле надо было бы понимать всю опасность ограниченности этого понятия: это или патриотизм собственной пещеры, охраняемой с дубиной в руках, или патриотизм "сына отечества, гражданина человечества, отпрыска вселенной", по выражению Ю. Белаша. В первой крайности или близкому к ней состоянию – позиция "против" всего окружающего пещеру; готовность к обороне и нападению, вражда и настороженность. Во втором варианте – забота прежде всего: о Земле как о Большой Родине, среде обитания, которой очень многое сегодня угрожает до сбережения своего близкого, родного клочка земли, где человек родился и вырос до заботы о нем и живущих на нем людях. Как можно увидеть, несмотря на массу переходных вариантов между крайностями выбор совершается между созиданием, творчеством и разрушением, деструктивным началом. Сам ребенок сделать выбор не может, его совершает взрослый, ведущий за собой растущее поколение. "Выбор" предполагает знание, изучение, но прежде всего – позицию. Мы снова возвращаемся к жизненной позиции человека: это или доверие. Созидание, сотрудничество, объединение усилий для достижения общей цели – или эгоцентризм, оборонительный и обвиняющий или, наконец, самоуничижение, чреватое агрессией. И то и другое не принадлежит человеку изначально; и то и другое воспитывается.

Объективно говоря, времени у нас, российских педагогов и родителей осталось совсем немного: хроническая форма дефицита человечности грозит перерасти в острую, нацистско – евразийскую и тогда, как говорят подростки, "мало никому не покажется", как не кажется "мало" уже сегодня никому на Северном Кавказе.

Как пишет один из лучших российских педагогов В.А. Караковский: "Теперь пора сказать о воспитании отношением. Именно педагогика отношений сегодня становиться главным приоритетом воспитания". (В.А. Караковский. "Стать человеком", М.,1993 с.76).

И еще: Станислав Лем ученый и писатель сказал: " XXI век будет вызовом человечеству, какого еще не знала история. Либо мы спасемся все вместе, либо почти никто не спасется".

Источник: http://psyparents.ru/index.php?view=art ... 4&full=yes