Поэзия для маленького ребёнка
Добавлено: 24.05.2007 09:41
Поэзия для маленького ребёнка
Автор(ы): Авдеева Н.Н. Мещерякова С.Ю. Ражников В.Г. В
В подборе стихов для малыша так же, как и в подборе музыкальных произведений, необходимо проявлять высокую избирательность. Это должны быть гармоничные стихотворения, рождающие богатую гамму эстетических переживаний у матери. Поэзия А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Ахматовой доставит наслаждение матери и благотворно скажется на формировании эстетической позиции у ребёнка.
Мать должна быть хорошо подготовлена к чтению стихов. Малыш не воспримет всего смысла, но Ваша интонация донесёт до него эмоциональное содержание, позволит испытать особые чувства, которые не рождаются в обыденной жизни.
Помимо чтения стихов, приобщение малыша к миру поэзии может осуществляться и благодаря насыщению Вашей речи эстетическими эмоциями, обращению гаммы эстетических переживаний на окружающую действительность. Прогулки с годовалым ребёнком на природе предоставят Вам замечательную возможность рассказать обо всём, что Вы видите, образным языком, рождая доступные малышу ассоциации. В каких-то случаях можно процитировать соответствующую настроению или ситуации строфу из знакомого или незнакомого малышу стихотворения, в других – рассказать сказку или выдумать интересную историю.
С самых первых дней жизни мать и другие взрослые в семье должны использовать в общении с младенцем самые ласковые, нежные и поэтичные слова; они составляют основное содержание колыбельных песен, частушек и прибауток, созданных в традиции народной педагогики. Во многих семьях из поколения в поколение передаются детские песенки и прибаутки, которые помнятся всю жизнь. Но в наше время не все мамы и папы имели возможность в младенчестве слушать их. В помощь таким родителям мы и рекомендуем замечательные книги "Русские народные песни" (сост. В.В.Варганова, М, 1988), "Котенька-коток" (сост. Г.Науменко, М., 1990). В них можно подобрать песенки и стишки, подходящие к любому действию с ребёнком: убаюкиванию, купанию, кормлению, играм и пр.
Советуем молодым родителям ещё до рождения малыша разучить несколько подходящих присказок. Сколько доброты и нежности почувствует ребёнок, если Вы споёте, укачивая его, такие песенки:
Баю, баюшки, бай, бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива,
будь умна,
При народе будь скромна.
Спи, дочка, до вечера,
Тебе делать нечего.
* * *
Аи люли, люли, люли,
Спи, сыночек мой, усни.
Скоро ноченька пройдёт,
Солнце красное взойдёт,
Солнце красное взойдёт,
Росы свежие падут,
В поле цветики взрастут,
Сад весенний расцветёт,
Громко пташка запоёт.
Аи люли, люли, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
* * *
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки
* * *
В избу дрёма пришла
И по зыбочке брела,
К Саше в зыбочку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми.
* * *
Когда малыш просыпается, поглаживая его, напевайте:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая.
Как яблонька садовая!
* * *
Потягушки, потягушки
У нашего Андрюшки,
Вдоль долгушки,
Поперёк толстушки!
* * *
Во время купания или умывания можно напевать или приговаривать:
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
* * *
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* * *
При кормлении малыша стараются развлечь песней:
Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зелёном лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели. Ам!
* * *
Пеленая или одевая ребёнка, его можно развлечь, напевая или приговаривая:
Сова-совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплы рукавички.
* * *
Когда малыш гулит или агукает, его поддерживают прибауткой:
Поёт, поёт
Соловушек!
Поёт, поёт
Молоденький!
Молоденький,
Хорошенький,
Хорошенький,
Пригоженький!
* * *
Плачущего ребёнка утешают припевками:
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесёт орешки -
Тебе для потешки!
Аи не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
* * *
Когда малыша учат стоять на ножках или делать первые шаги, можно приговаривать:
А дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Петеньке годок!
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт,
Он посадит и польёт.
Топ, топ, топ...
* * *
Киска, киска, киска – брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет –
Через киску упадет.
* * *
Лаская ребёнка, в любое время: и одевая его, и купая, и пеленая, и просто общаясь с ним, приговаривайте:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький
* * *
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
* * *
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Все песенки, присказки, прибаутки и стихи должны быть хорошо интонированы, отчётливо произносимы, максимально адресованы малышу. Для этого старайтесь смотреть ему в глаза с ласковой улыбкой, а если в тексте есть имя, попробуйте заменить его именем своего ребёнка; обычно это удается с лёгкостью.
Когда Ваш малыш подрастёт, Вы начнёте ему читать стихи более сложные, более подходящие для его возраста, но не забывайте время от времени повторять и полюбившиеся с младенчества песенки и прибаутки. Это доставит радость и Вам и ребёнку, поможет запомнить их надолго.
Игра в "Козу" также очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем "рога", взрослый приговаривает: "Идёт коза рогатая за малыми ребятами, – приближая бодающую руку к грудке или животику малыша; с возгласом: – Забодаю, забодаю!" – он легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же самое проделывается при игре "Баран-баран", во время которой взрослый понарошку "бодает" ребёнка головой.
Как только малыш сможет сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа "По кочкам" или "Поехали, поехали". Посадив младенца на колени, слегка подбрасывайте его, приговаривая: "Поехали, поехали – с орехами, с орехами. По ровненькой дорожке". В чуть более старшем возрасте можно добавлять: "По кочкам, по кочкам, – покачивая малыша, приподнимая по очереди свои колени, и затем: – В ямку – бух!" – расставив ноги и слегка провалив малыша между ними. Сначала с осторожностью изобразите "падение", чтобы не напугать ребёнка. Со временем резкое "падение" будет вызывать особенную радость и бурное веселье.
Научившись с упором стоять на ножках, младенцы любят пружинить на коленях у взрослого. Это "упражнение" они проделывают без устали, пока не иссякает Ваше терпение. В это время можно начинать игру "Баба сеяла горох". Произносится незамысловатый текст: "Баба сеяла горох – прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок – прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла, села – поела, опять пошла". При этом Вы помогаете малышу пружинить ножками в такт произносимому. На словах "прыг-скок" – приподнимаете его над своими коленями, "села – поела" – сажаете, "опять пошла" – ставите на ножки и начинаете все сначала.
Игру можно варьировать, слегка подбрасывая малыша, проваливая его между колен. Всё это не только радует ребёнка, но и способствует развитию чувства ритма, пониманию слов, умению согласовывать движения со словами и ритмом.
Всем знакомы "Ладушки". Во втором полугодии жизни ребёнка эту игру используют практически все родители. На всякий случай расскажем и’ о ней. Хлопаете в ладоши и приговариваете нараспев: "Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки!" Затем приподнимаете руки: "Полетели, полетели, – и опускаете их на голову ребёнка: – На головку сели". Если малышу нравится игра, можно произносить полный текст, продолжая хлопать в ладоши: "Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. – Что пили? – Бражку. И попили, и поели, полетели, полетели – на головку сели". Можно проделывать все действия руками ребёнка, и он со временем научится подражать Вам. Сначала он будет только "хлопать" в ладошки, часто не попадая рукой об руку, затем действия станут точнее и увереннее. В этой игре дети учатся и подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.
"Сорока-ворона" способствует ещё и развитию тонких движений кистей. Водите указательным пальчиком одной руки ребёнка по ладошке другой и приговариваете: "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила". Затем загибаете пальчики: начиная с мизинца: "Этому дала, этому дала, этому дала, – доходите до большого пальца: – А этому не дала, – трясёте пальчик: – Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!" Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия. А пожелав поиграть с Вами, проделает всё необходимое с Вашей рукой.
К концу года очень полезны для детей речевые игры.
Показывая тот или иной предмет членораздельно произносите его название и просите малыша повторить. Не добивайтесь правильного произношения, продолжайте игру, и вскоре малыш сам станет всё лучше и лучше называть предметы. Затем спрашивайте: "Где ляля?" – и пусть ребёнок отыщет куклу взглядом или покажет ручкой.
В этом возрасте уже можно рассматривать с ребёнком картинки в книжках. Особенно удобны для этого картонные книжечки с крупными яркими рисунками. Привлекая внимание ребёнка к изображениям животных, людей, игрушек, называйте их и просите малыша найти, где нарисован тот или иной объект. Показывая картинки с изображением животных, имитируйте голосом звуки, присущие им. Киска говорит "Мяу-мяу", собачка – "Гав-гав", мышка – "Пи-пи-пи" (тоненьким голосом), мишка – "У-у-у" (низким голосом), лягушка – "Ква-ква", свинка – "Хрю-хрю", лошадка – "И-го-го", коровка – "Му-у", козочка – "Ме-е-е", барашек – "Бе-е-е", пчёлка – "Ж-ж-ж", комарик – "З-з-з" и т.д., насколько хватит Вашей фантазии и голосовых возможностей. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и, конечно же, для понимания речи. Вскоре на вопрос, как делает лошадка (киска, собачка и т.д.), малыш с удовольствием воспроизведёт те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы.
Любые игры – потешки, которые встретятся Вам в детских книжках, используйте для игр с малышом. Пойте песенки, "танцуйте" с ребёнком – все эти занятия пойдут ему на пользу. Но не забывайте при этом и совместные игры с предметами.
Источник: http://psyparents.ru/index.php?view=art ... 4&full=yes
Автор(ы): Авдеева Н.Н. Мещерякова С.Ю. Ражников В.Г. В
В подборе стихов для малыша так же, как и в подборе музыкальных произведений, необходимо проявлять высокую избирательность. Это должны быть гармоничные стихотворения, рождающие богатую гамму эстетических переживаний у матери. Поэзия А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, М.Ю. Лермонтова, А.А. Ахматовой доставит наслаждение матери и благотворно скажется на формировании эстетической позиции у ребёнка.
Мать должна быть хорошо подготовлена к чтению стихов. Малыш не воспримет всего смысла, но Ваша интонация донесёт до него эмоциональное содержание, позволит испытать особые чувства, которые не рождаются в обыденной жизни.
Помимо чтения стихов, приобщение малыша к миру поэзии может осуществляться и благодаря насыщению Вашей речи эстетическими эмоциями, обращению гаммы эстетических переживаний на окружающую действительность. Прогулки с годовалым ребёнком на природе предоставят Вам замечательную возможность рассказать обо всём, что Вы видите, образным языком, рождая доступные малышу ассоциации. В каких-то случаях можно процитировать соответствующую настроению или ситуации строфу из знакомого или незнакомого малышу стихотворения, в других – рассказать сказку или выдумать интересную историю.
С самых первых дней жизни мать и другие взрослые в семье должны использовать в общении с младенцем самые ласковые, нежные и поэтичные слова; они составляют основное содержание колыбельных песен, частушек и прибауток, созданных в традиции народной педагогики. Во многих семьях из поколения в поколение передаются детские песенки и прибаутки, которые помнятся всю жизнь. Но в наше время не все мамы и папы имели возможность в младенчестве слушать их. В помощь таким родителям мы и рекомендуем замечательные книги "Русские народные песни" (сост. В.В.Варганова, М, 1988), "Котенька-коток" (сост. Г.Науменко, М., 1990). В них можно подобрать песенки и стишки, подходящие к любому действию с ребёнком: убаюкиванию, купанию, кормлению, играм и пр.
Советуем молодым родителям ещё до рождения малыша разучить несколько подходящих присказок. Сколько доброты и нежности почувствует ребёнок, если Вы споёте, укачивая его, такие песенки:
Баю, баюшки, бай, бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
Будь счастлива,
будь умна,
При народе будь скромна.
Спи, дочка, до вечера,
Тебе делать нечего.
* * *
Аи люли, люли, люли,
Спи, сыночек мой, усни.
Скоро ноченька пройдёт,
Солнце красное взойдёт,
Солнце красное взойдёт,
Росы свежие падут,
В поле цветики взрастут,
Сад весенний расцветёт,
Громко пташка запоёт.
Аи люли, люли, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
* * *
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках прянички,
В ножках яблочки.
По бокам конфеточки,
Золотые веточки
* * *
В избу дрёма пришла
И по зыбочке брела,
К Саше в зыбочку легла,
Сашу ручкой обняла.
Спи-ка, Сашенька, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Ручки белые прижми,
Глазки милые сожми.
* * *
Когда малыш просыпается, поглаживая его, напевайте:
Тяги, тяги, потягушеньки,
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая.
Как яблонька садовая!
* * *
Потягушки, потягушки
У нашего Андрюшки,
Вдоль долгушки,
Поперёк толстушки!
* * *
Во время купания или умывания можно напевать или приговаривать:
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
* * *
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
* * *
При кормлении малыша стараются развлечь песней:
Гу-гу-гу, гу-гу-гу,
На зелёном лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели. Ам!
* * *
Пеленая или одевая ребёнка, его можно развлечь, напевая или приговаривая:
Сова-совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплы рукавички.
* * *
Когда малыш гулит или агукает, его поддерживают прибауткой:
Поёт, поёт
Соловушек!
Поёт, поёт
Молоденький!
Молоденький,
Хорошенький,
Хорошенький,
Пригоженький!
* * *
Плачущего ребёнка утешают припевками:
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесёт орешки -
Тебе для потешки!
Аи не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
* * *
Когда малыша учат стоять на ножках или делать первые шаги, можно приговаривать:
А дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Петеньке годок!
А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдёт,
Он посадит и польёт.
Топ, топ, топ...
* * *
Киска, киска, киска – брысь!
На дорожку не садись,
Наша деточка пойдет –
Через киску упадет.
* * *
Лаская ребёнка, в любое время: и одевая его, и купая, и пеленая, и просто общаясь с ним, приговаривайте:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький
* * *
Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
* * *
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Все песенки, присказки, прибаутки и стихи должны быть хорошо интонированы, отчётливо произносимы, максимально адресованы малышу. Для этого старайтесь смотреть ему в глаза с ласковой улыбкой, а если в тексте есть имя, попробуйте заменить его именем своего ребёнка; обычно это удается с лёгкостью.
Когда Ваш малыш подрастёт, Вы начнёте ему читать стихи более сложные, более подходящие для его возраста, но не забывайте время от времени повторять и полюбившиеся с младенчества песенки и прибаутки. Это доставит радость и Вам и ребёнку, поможет запомнить их надолго.
Игра в "Козу" также очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем "рога", взрослый приговаривает: "Идёт коза рогатая за малыми ребятами, – приближая бодающую руку к грудке или животику малыша; с возгласом: – Забодаю, забодаю!" – он легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же самое проделывается при игре "Баран-баран", во время которой взрослый понарошку "бодает" ребёнка головой.
Как только малыш сможет сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа "По кочкам" или "Поехали, поехали". Посадив младенца на колени, слегка подбрасывайте его, приговаривая: "Поехали, поехали – с орехами, с орехами. По ровненькой дорожке". В чуть более старшем возрасте можно добавлять: "По кочкам, по кочкам, – покачивая малыша, приподнимая по очереди свои колени, и затем: – В ямку – бух!" – расставив ноги и слегка провалив малыша между ними. Сначала с осторожностью изобразите "падение", чтобы не напугать ребёнка. Со временем резкое "падение" будет вызывать особенную радость и бурное веселье.
Научившись с упором стоять на ножках, младенцы любят пружинить на коленях у взрослого. Это "упражнение" они проделывают без устали, пока не иссякает Ваше терпение. В это время можно начинать игру "Баба сеяла горох". Произносится незамысловатый текст: "Баба сеяла горох – прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок – прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла, села – поела, опять пошла". При этом Вы помогаете малышу пружинить ножками в такт произносимому. На словах "прыг-скок" – приподнимаете его над своими коленями, "села – поела" – сажаете, "опять пошла" – ставите на ножки и начинаете все сначала.
Игру можно варьировать, слегка подбрасывая малыша, проваливая его между колен. Всё это не только радует ребёнка, но и способствует развитию чувства ритма, пониманию слов, умению согласовывать движения со словами и ритмом.
Всем знакомы "Ладушки". Во втором полугодии жизни ребёнка эту игру используют практически все родители. На всякий случай расскажем и’ о ней. Хлопаете в ладоши и приговариваете нараспев: "Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки!" Затем приподнимаете руки: "Полетели, полетели, – и опускаете их на голову ребёнка: – На головку сели". Если малышу нравится игра, можно произносить полный текст, продолжая хлопать в ладоши: "Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку. – Что пили? – Бражку. И попили, и поели, полетели, полетели – на головку сели". Можно проделывать все действия руками ребёнка, и он со временем научится подражать Вам. Сначала он будет только "хлопать" в ладошки, часто не попадая рукой об руку, затем действия станут точнее и увереннее. В этой игре дети учатся и подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.
"Сорока-ворона" способствует ещё и развитию тонких движений кистей. Водите указательным пальчиком одной руки ребёнка по ладошке другой и приговариваете: "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила". Затем загибаете пальчики: начиная с мизинца: "Этому дала, этому дала, этому дала, – доходите до большого пальца: – А этому не дала, – трясёте пальчик: – Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!" Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия. А пожелав поиграть с Вами, проделает всё необходимое с Вашей рукой.
К концу года очень полезны для детей речевые игры.
Показывая тот или иной предмет членораздельно произносите его название и просите малыша повторить. Не добивайтесь правильного произношения, продолжайте игру, и вскоре малыш сам станет всё лучше и лучше называть предметы. Затем спрашивайте: "Где ляля?" – и пусть ребёнок отыщет куклу взглядом или покажет ручкой.
В этом возрасте уже можно рассматривать с ребёнком картинки в книжках. Особенно удобны для этого картонные книжечки с крупными яркими рисунками. Привлекая внимание ребёнка к изображениям животных, людей, игрушек, называйте их и просите малыша найти, где нарисован тот или иной объект. Показывая картинки с изображением животных, имитируйте голосом звуки, присущие им. Киска говорит "Мяу-мяу", собачка – "Гав-гав", мышка – "Пи-пи-пи" (тоненьким голосом), мишка – "У-у-у" (низким голосом), лягушка – "Ква-ква", свинка – "Хрю-хрю", лошадка – "И-го-го", коровка – "Му-у", козочка – "Ме-е-е", барашек – "Бе-е-е", пчёлка – "Ж-ж-ж", комарик – "З-з-з" и т.д., насколько хватит Вашей фантазии и голосовых возможностей. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и, конечно же, для понимания речи. Вскоре на вопрос, как делает лошадка (киска, собачка и т.д.), малыш с удовольствием воспроизведёт те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы.
Любые игры – потешки, которые встретятся Вам в детских книжках, используйте для игр с малышом. Пойте песенки, "танцуйте" с ребёнком – все эти занятия пойдут ему на пользу. Но не забывайте при этом и совместные игры с предметами.
Источник: http://psyparents.ru/index.php?view=art ... 4&full=yes