Девочки, нашла хорошое высказования, ещё одной не согласной с ЕР!!
Раз уж мы подняли эту тему решила опубликовать свой любимый текст про "естественное родительство". Надеюсь, автор не будет против. Пост написан в ЖЖ Александрой Че 27 Сент, 2010:
Я против естественного родительства"Я как-то писала, что естественное родительство (ЕР) - это легко, спокойно и правильно. Так вот: не верьте мне.
Сейчас в интернете очень много информации про ЕР. Мол, ребенка надо воспитывать и выращивать так, как это делали наши предки. Во многом за основу методики берется горячо любимая мною Жан Ледлофф с ее книгой "Как вырастить ребенка счастливым". Ну, кто в курсе, знают: естественные роды (по максимуму без мед вмешательства), совместный сон с ребенком, грудное вскармливание, отказ от подгузников (полный или частичный), высаживание, слингоношение, педагогический прикорм... Короче - максимальное приближение к естественному. То есть к тому, как было задумано природой.
Сама по себе методика хороша тем, что (в противопоставление прежним, советским методам взращивания) максимально сближает маму и малыша, что позволяет им спокойно сосуществовать. Лучше чувствовать друг друга, понимать.
Но в то же время, надо иметь ввиду, что:
1. методика естественного родительства - это рамки. Впрочем, как и любая другая. Выбирая ее раз и навсегда для себя, мамы часто попадают впросак: они разучаются думать.Это ж удобно: делай так и так, и будет тебе гармоничный и здоровый ребенок соседям с соками на зависть. Как только возникает непредвиденная ситуация в семье или с ребенком (болезнь, например), у мам начинается ступор. Я не раз это наблюдала в поддерживающих ЕР сообществах. Я даже как-то видела ситуацию, что женщина готова была расстаться с мужем из-за того, что он не поддерживал грудное вскармливание.
Здесь нет обучения мышлению. Есть те же рамки и стереотипы, что и в методах советского воспитания, только ближе к человеческой природе. Думать не учит. На мой взгляд, потому что:
2. В методике ЕР нет четких понятий. Теория здесь не всегда разумна.
Что такое "естественное"? Что значит естественность? Вот, к примеру памперсы - это неестественно. Ясно как божий день. Откажемся от них. Но ведь, господа, автомобили - это тоже неестественно. Тогда давайте, чтоб не лицемерить уж, откажемся и от них. Я не встречала исследований, как езда в автомобиле отражается на нашем здоровье, но я уверена - отражается. Это ж неестественно для человека - перемещаться над землей со скоростью 100 км в час, да еще и сидеть при этом неподвижно. У нас же есть ноги!
Живем мы не в естественных условиях. И в голове у нас не медитативное спокойствие индейцев племени екуана. Иногда мне хочется мороженое, бейлиз и танцевать до утра немного побыть одной. Для эскимосов естественно есть сырую рыбу. Для меня естественно обливаться по утрам.
То, что естественно в книге Жан Ледлофф - например, писание малыша в кустики у мамы на руках, вполне может оказаться неестественным в России. Потому что малыш как минимум одет в шубу.
Я пробовала высаживать ребенка ночью. А ведь ему холодно, он плачет, просыпается. Я в итоге его полночи потом укладываю, и он в итоге писает в кровать. Стали спать в подгузниках. Высаживались днем, причем успешно. А ведь могла зациклиться, потому что:
3. Сторонники ЕР очень любят прививать чувство вины тем, кто его не придерживается или нарушает.
Я встречала в жж таких мам, которые "даже читать Ледлофф и ей подобных" не могут, потому что страшно, и все там написанное кажется невыполнимым. А почему? Если зайти в какой-нить сообщество про грудное вскармиливание и сказать, что твой ребенок сосет соску - заклюют.
Я однажды на форуме слингоносителей написала, что мой малыш не хочет сидеть в слинге. Может, слинги не для всех - предположила я. За что получила по шее от слингоконсультанта (между прочим, сертифицированного), который сказал, что к слингу надо приучать. И вообще, не бывает особенных детей - все в слинге сидят, а ты не выпендривайся.
А если ты вдруг родила в воду - пиши пропало. Люди в воду рожать не могут. Ибо люди живут на суше, значит, и рожать там должны. Положено по ЕР. И теперь ребенок будет ненормальным, ибо рожден в неестественной среде.
Часто сторонники ЕР не усиливают мам (а именно это должно быть целью любой методики) в их воспитательных изысканиях, а ослабляют. Почему же? Думается мне, потому что:
4. ЕР становится делом удивительно выгодным. На этом можно бабок срубить немножко заработать. Да простят меня те, кто этим занимается. Но ведь раньше (в племени екуана, да и у нас, в России-матушке) каждая женщина вырастившая и выкормившая пару-тройку детей могла дать совет, как наладить грудное кормление. А теперь есть специально обученные люди гв-консультанты. Которые сначала учились, потом получили бумажку, что они могут консультировать по ГВ, а теперь за помощь деньги берут. А кто вообще решает, что они прям все знают? Некоторые курсы на консультанта проходят... дистанционно. Да, матери в былые времена - консультанты еще те. Но я недавно совершенно случайно наткнулась на страничку девочки девятнадцати лет, разукрашенной как клоун, у которой ребенку полгода всего, и там было написано "сертифицированный консультант по ГВ".
Я не против консультантов в принципе, я за то, чтобы это не вводилось в особый ранг. Они не плохие люди, наживающиеся на чужой беде. Просто существует риск, что человек с бумажкой, дающей ему власть, может пойти на поводу у чувства превосходства над остальными.
Но всяких там курсов и тренингов по ЕР становится все больше, значит, дело-таки выгодное.
5. И еще. Нигде (кроме, пожалуй, как среди анастасиевцев) я не встречала столько фанатично настроенных людей с горящими глазами. Людей, которые уверены, что это надо всем. Что это панацея. Мне довелось пару месяцев (или лет, не помню)))) прожить в секте, я фанатиков вижу издалека:)
Я думаю, что это ошибка. Панацеи нет. Единственное, что может быть панацеей, это всегда думать, но нужно это не всем.
Фанатичность убивает гибкость мышления и делает невозможным реальное восприятия происходящего.
Как же быть?
Мы как раз вчера с мужем обсуждали, какую все-таки задачу должна решать методика воспитания ребенка. И пришли к выводу, что методика должна максимально раскрывать скрытый потенциал, не ущемляя при этом личность и индивидуальность. Но все методики, которые я знаю, - навязывают определенные рамки. Поэтому воспитывая Арсения, мы пробуем, проверяем теорию, то одну, то другую (конечно же, из тех, что нам близки и понятны). Ведь каждый ребенок - яркая индивидуальность. Поэтому шаблонность в воспитании неуместна. Важно чувствовать, думать, меняться вместе с ребенком и его потребностями.
И вопрос к мамам-папам: какой (или каких) методики вы придерживаетесь? Как относитесь к естественному родительству?
П.С. Да, кстати, то, что мы обливаем-закаливаем Арсения, по теории ЕР является недопустимым. (дело не в том, ЧТО я делаю, дело в том - КАК: закаливание вместе с мамой без слез и отказов - это наш метод, уже писала здесь). Я верю в человеческую эволюцию, не только эволюцию сознания, но и эволюцию физическую. И поэтому мы уже никогда не будем жить как раньше, поскольку неизменно меняемся. В лучшую ли сторону? Решать нам".
Добавлено спустя 22 минуты 55 секунд:Я не успокоилась и отрыла ещё и взгляд врача на всё это!! Почитай те очень полезно!!
Индейское воспитание: плюсы и минусы. Взгляд врача
Жан Ледлофф прожила несколько лет в индейском племени и поделилась с просвещённым миром своими мыслями и наблюдениями (Ледлофф Ж. "Как вырастить ребенка счастливым". М.: Генезис, 2002). Чем же привлекла столь ярая сторонница "ручного воспитания" многих европейцев и американцев? Что "такого" высказала автор, что уже не одно десятилетие собирает вокруг себя последователей и почитателей?
Чем хороши идеи, высказанные автором книги? Давайте подумаем вместе, что мы можем использовать в своей жизни, а что стоит сто раз примерить к себе и своему ребенку, прежде чем начать претворять в жизнь задуманное.
"Развитие человека - цепь событий, отвечающих заложенным в нем ожиданиям, которые были сформированы ранее у предков"
Ключевой вопрос книги заложен именно в этой фразе. Высказывая свою теорию врожденных ожиданий, Ледлофф говорит о том, что неподкрепленные ожидания искажают развитие. Так, любой ребенок ждет любви и ласки на материнских руках, и только если это осуществляется, он вырастает счастливым и спокойным.
С первой частью высказывания спорить трудно. В детских домах дети перестают ждать и звать довольно рано. Они разучаются просить и "говорить" о своих потребностях. Но вот справедливо ли высказывание о том, что неправильно ведущий себя ребенок - это ребенок, ожидания которого не исполнились?
Ужасны и трагичны описания автором плачущих детей. Наверное, не одна мама впала в ступор, прочитав эти строки. Картины развития ребенка в первые месяцы жизни подчас напоминают описания пыток в концентрационных лагерях. В этом месте необходимо заметить, что у самой Ледлофф не было детей. И она, вероятно, говорит в большинстве случаев о тех детях, которых она лечила... То есть о семьях, которые пришли к доктору с некоторой проблемой.
Автор видит корень зла в недостаточном ношении ребенка на руках. Но, во-первых, описываемые Ледлофф "плохие манеры" говорят скорее о внутрисемейных проблемах, а во-вторых, об эмоционально холодных матерях. Жилищные, материальные проблемы не могут не накладывать отпечаток на состояние матери. И на наш взгляд, если уставшая мама будет круглосуточно носить ребенка на руках, то "оздоровительный" эффект таких мероприятий будет минимальным.
Очень импонирует взгляд автора на экстремальные виды спорта и "жизнь на грани". "Сколько людей тратят всю жизнь в поиске доказательств своего существования... они пытаются подойти как можно ближе к грани между жизнью и смертью".
Защищенный ребенок, подрастая, не станет рисковать жизнью, не будет вымогать любовь всеми известными способами, привлекая внимание разбитой посудой или порезанными венами. Но и не таская круглосуточно младенца на руках, мудрая и теплая мама может взрастить в собственной дочке или сыне чувство доверия к миру. Для этого достаточно с первых дней жизни малыша просто общаться с ним. Смотреть в глаза, разговаривать, показывать мир, объясняя и комментируя события.
Мой врачебный опыт говорит о том, что постоянное ношение ребенка на себе полезно некоторым детям с повышенным мышечным тонусом, некоторым - с пониженным, а также недоношенным и аутичным детям. Остальным лучше жить отдельно от мамы в первые месяцы жизни. И вопрос этот слишком индивидуален, чтобы сказать: "всем полезно жить у мамы на руках в период до года".
"Одна задача - удержание в равновесии головы во множестве разных положений"
По мнению автора, этот вариант развития единственно верный для ребенка до периода самостоятельного ползания. Что смущает в подобном утверждении? Мы придерживаемся той теории, что мозг ребенка развивается неравномерно. И конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки. До периода ползания ребенок должен научиться не только держать голову, но и переворачиваться с живота на спину и обратно. А также опираться на руки. Вот как это обычно происходит.
В полтора-два месяца наш ребенок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это умение - один из первых произвольных навыков - необходимо как для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего), так и для осознания собственного "Я". Ребенок научается использовать собственную волю для достижение желаемого. Захотел посмотреть - голову поднял, повернул, удержал.
Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребенок до 2-месячного возраста должен опираться на локти, а к 3 месяцам - и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук - они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.
Далее ребенок научается переворачиваться и активно крутиться в положении лежа. Со спины на живот и с живота на спину. Обычно это происходит в 4-5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец-то дотянуться до интересной игрушки.
Затем ребенок начинается вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги "самолетиком". Эти навыки, приобретаемые в 5-6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап - раскачивание на четвереньках. Ребенок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его. Поэтому движения получаются только качательные, а иногда ползком назад. Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга.
Представим мир глазами ребенка. До ползания площадь окружающего пола была очень мала. Она чуть увеличилась после того, как малыш научился переворачиваться. И вот горизонт еще более расширяется, а кроме всего прочего мир перестает быть плоским, он превращается в трехмерный. У предметов появляется высота. В это же самое время малыш начинает произносить звуки для того, чтобы общаться, а не только звать на помощь и гулить, пробуя свои способности управления языком.
Ледлофф пишет о том, что если ребенка носят на руках всё время, то изменение положения маминого тела в пространстве достаточно для развития вестибулярного аппарата малыша. Но городская мама перемещается по ровному полу или асфальту, не лазает по горам и деревьям, не ходит по качающимся мостикам. Так что постоянное ношение ребенка на себе не гарантирует нормального развития, этого просто недостаточно. Так что нашего городского современника мы советуем как можно раньше выкладывать на широкий диван или лучше на пол (на ковер) - из соображений безопасности и для реализации врожденного двигательного потенциала.
Еще один смущающий момент. У мамы-индианки постоянно есть помощники. Европейские и американские мамы живут отдельно от своих родителей, и далеко не у каждой есть средства для того, чтобы нанять помощника по хозяйству. Кроме того, ребенок екуана живет среди любящих родственников. В нашей среде не так часто встретишь нянь, которые с теплотой и вниманием относятся к своим воспитанникам.
Откуда же берется чувство врожденной безопасности, описанное Ледлофф? Ребенок екуана, которого таскали по горам и долам, действительно имеет хорошо разработанный вестибулярный аппарат. Так что нет ничего удивительного в том, что дети могут избегать травм и повреждений в обычной жизни. По нашему (отечественному) опыту, дети с правильным двигательным развитием, хорошим вестибулярным аппаратом спокойно залезают в труднодоступные места, не причиняя себе никакого вреда. Однако назвать это качество врожденным мы не решимся. Потому как дети, имеющие отклонения в развитии описанных выше необходимых движений, чаще получают травмы, чем те, кто правильно "созревал" на первом году жизни.
"Жизнь - череда удовлетворенных потребностей"
В книге Ледлофф описано общество, названное автором идеальным. Ребенок с рождения получает то, что хочет, слушая зов предков. Он научается расслабляться и получать желаемое без просьб и напоминаний. В этом автор видит залог счастливой жизни.
Приятно читать слова о необходимости поддержания физического несексуального контакта между выросшими детьми и родителями. Но вот с чем сложно согласиться - с совместным сном детей после года и родителей в одной постели. На наш взгляд, секс при детях - это тоже не совсем правильное решение проблемы отношений отцов и детей. Даже не потому, что для детей это психическая травма, а потому, что родители тоже имеют право на собственное время друг для друга. Да, иногда нам сложнее найти днем время приласкать ребенка, обнять, подержать его на коленях. Проще положить к себе в кровать. Но для наших детей такая позиция родителей способствует лишь инфантилизации, но никак не удовлетворению желанного контакта.
"Возьмите группу людей, обнесите ее забором, и они смогут достичь счастья", - один из отзывов об этой книге. Хотим ли мы счастья в изоляции или все-таки стараемся обрести гармонию в нашем шумном, реальном, бурлящем мире? Чем книжка может помочь в обретении активного спокойствия не в стаде людей, а в обществе человеков?
В общем-то, главную идею этой книги можно выразить как "не гоняйтесь за Великой Американской Мечтой, она того не стоит". И с этим нельзя не согласиться. Хотя рецепт счастья, предложенный автором, вызывает сомнения. И удовлетворение своих желаний - лишь один, но далеко не основной компонент счастья и гармонии.
24.1.2007
Меланченко Елизавета,
детский невролог