Дарья Мосунова
Коровкам, кактусам и младенцам
Классическая музыка нужна всем!
Сразу скажу, что моя мама, как и я, без музыкального образования. Даже, на гитаре трендеть не умеем. Но еще в 1975 году мама ставила мне под засыпание Ноктюрны Шопена.
В школе мне поставили «диагноз» - абсолютный слух. И порекомендовали отдать в музыкальную школу. Но так как я росла пухленькой, мама отдала меня в танцевальный кружок, для фигуры ради.
Были, правда, происки бабушки пристроить меня в кружок аккордианистов. Но, взяв на колени большой черный музыкальный ящик, я сразу поняла – бабушкиной мечте не свершиться!
Удивительно, спустя 32 года, услышав краем уха Шопена, в автобусе или по радио, я будто внутри расцветаю:
- Мое…. Родное!!! - Говорю я. И жизнь становится светлее.
***
Наука: Исследования, проводившиеся в некоторых американских университетах, убедительно доказывают исключительно благотворное влияние на развитие и умственные способности ребенка классической музыки. Наиболее полезен Моцарт. Если грудным младенцам ставить музыку Моцарта (негромко) во время сна - у детей улучшаются параметры дыхания и сна, умственные способности. Сходное влияние оказывают практически все классические композиторы.
***
Будучи на 7 месяце, и будучи по общественной работе, пришлось недавно быть на молодежном форуме. Я чуть не лопнула от «прыжков» и «кульбитов» моего ребеночка. Если бы что-то неладное случилось, обвинила бы команду рэперов и экстремалов. Под грохот они выделывали кульбиты и кренделя, но моему ребенку этот шум не нравился однозначно. Посидев, пять минут, вылетела из зала. Еле-еле «успокоила» человечка. На стульчике сидела молодая девушка. Тоже беременная. Разговорились:
- А мы вчера в Малый зал на Рахманинова ходили. Весь концерт малыш то ли спал, то ли внимательно случал. А вот когда все стали хлопать – затарабанил ножками и ручками. Видно был в восторге!
***
Наука: Музыка благотворно действует не только на душу, но и на тело, это заметили еще древние. Музыкой лечили нервно-психические болезни, в средние века пытались использовать ее как наркоз...
***
Наши тройняшкам уже 4 года, но все 4 года в независимости от усталости папиной и очередной беременности маминой мы поем колыбельные песни. Репертуар – от «Миленький ты мой, возьми меня с собой» до «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Причем, детские песни как-то не прижились.
И хоть папе в детстве по ушам прошлось стадо диких слонов, но за 4 года он уже вытягивает некоторые места.
***
Я очень рада, что такое «закачивание» малышей у нас превратилось в семейную традицию. Не смотря на футбол, или итоги выборов, мы с мужем знаем, что эти 20 минут на «закачку» малышей – это святое в их, а особенно в нашей вечерней жизни.
***
И заключительная песня Визбора «Милая, моя», у нас идет как магическое снотворное. Мы поем ее с мужем намного медленней и тягучей, что-то вроде на подобие «Черного ворона». И я сама чувствую, как слабеют ручки Саши и Маши (я всегда держу их, когда пою), а Сережкина рука в руке у папы уже «спит».
***
Теперь на семейных застольях исполнение нашей Мосунятской семьи «Ой, то не вечер!» или «Что стоишь качаясь… » идет на ура. Дети поют радостно вместе с нами. Особенно смешно это было, когда им было по 2 годика. Раскачиваясь и подтанцовывая, они с серьезными выражениями пели «Когда весна, придет не знаю, пройдут дожди, пройдут снега… » или «Не кочегары, мы не плотники! »
Ну а на свадьбах, где есть незнакомые с нашим семейным фольклором люди, мы всегда звезды!
Родные всегда шутят:
- Если кризис в стране, мы знаем, кого по поездам пускать. Эти мальки нас прокормят в старости!
***
Из Интернета я вытащила полностью слова народных песен и с удивлением обнаружила, что на застольях мы раньше пели совсем кургузо и кастрировано о «Раскинулось море широко», ограничиваясь двумя куплетами и одним просто «ля-ля-ля». Оказывается, там такая трагедия…
***
Наука: Доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.
Десять - двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.
Что показали исследования
У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.
А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?
Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов.
Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.
***
Рожать в роддом я пришла с красками, с магнитофоном и с большой подушкой (зная, понаслышке какие они там худосочные). Чем потрясла мед. персонал.
- Слушайте, Мосунова, у вас все равно кесарево. Оно вам не пригодится. – Сказала мед.сестра, показывая на магнитофон, в котором звучал настойчивый Рахманинов.
Очень жалею, что не настояла на своем, и не пошла в роды вместе с любимой компанией «Чайковским, Рахманиным, Калинниковым».
Но зато мы «оторвались» с ними после. По всему коридору роддома слышаны были «трампампамы» первого концерта Петра Ильича. Мои пусики лежали на большой подушки все вместе и внимали.
***
Наука: Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет...
Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии.
***
У моей Машеньки, при рождении, были «выбиты» два шейных позвонка. Это мы узнали только в 7 месяцев, когда сходили к чудному мануальному терапевту и он их мгновением вставил на место. Из-за этой «кесаревой» травмы Маша не могла брать грудь. Видно, малышке было тяжело и у нее болела шейка.
Но все эти 7 месяцев ровно в 9 часов вечера, в минуту в минуту, Машенька ровно час не просто ревела, а кричала от боли, изгибаясь как лук в обратную сторону. Врачи разводили руками. По данным УЗИ головки и томографии было все нормально.
И чтобы чуть облегчить страдания ребенка, я включала Моцарта в 9 вечера фортепьянные концерты. Не знаю, помогли они как-то ребенку, но она, накричавшись, засыпала намного быстрее, чем если бы я просто качала ее люльку в тишине.
***
В три года бабушка и дедушка купила Мане караоке. Удивила она тем, что точно в отличии от нас, пропевала знакомые детские песни, ни разу не сбившись.
***
Наука: ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области - в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн... Потом добавились Вивальди, Чайковский...
Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни.
Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения.
Для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе "аллегро" и "аллегро модерато" Моцарта, Шуберта, Гайдна... Например: вальсы из балетов Чайковского, "На тройке" из его же "Времен года", "Весна" из "Времен года" Вивальди, а также маршевые мелодии.
Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.
***
С первого месяца жизни до десяти месяцев я, купая каждый день малышей своих в большой ванной, ставила им кассету с классической музыкой, правда обработанной для младенцев. Через два месяца мне такая музыка приелась. В ушах звонили упрощенные колокольчики и синтезатор. Захотелось настоящего. Я пошла в музыкальный магазин и купила тех же композиторов, но без обработки. И заметила, что детям «полноформатная» симфоническая музыка нравится больше. Они уверенней плавали, не куксились и улыбались.
***
Наука: Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
Наука: Специалистами Медицинского колледжа Корнельского университета Нью-Йорка доказано, что музыка Моцарта влияет на работу сердца, эмоциональное состояние и моторику новорожденных, в частности, недоношенных детей.
***
Недавно прочитала интервью руководителя камерного хора мальчиков нашего города. Руководитель, почетный и заслуженный мастер сокрушался, что если раньше, лет семь или восемь назад, он мог на прослушивании выбрать из пятидесяти детей одного или дух, с абсолютным слухом, то сейчас просто ноль. Сколько ни ходит по школам, сколько не ищет…
- Виной тому – загрязненный музыкальный фон. Как есть экологический, так вот есть и музыкальный. Даже попсовые песни стали с резкой, разорванной мелодикой. Там бъет ритм.
Мало кто поет колыбельные детям, кто слушает «сложную» музыку, кто просто оберегает.
***
Из книги Ибуки «После трех уже поздно»:
На одном из предприятий фирмы "Сони" был организован детский сад. Там провели исследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети. Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-я симфония Бетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песенки. Младенцы нашли самой интересной классическую музыку, которую мы, взрослые, часто держим от них на достаточном расстоянии.
***
Когда мне знакомые или чужие люди указывают, что мол, еще малехоньки детки, чтобы включать им Чайковского «Лебединое озеро» или «Полонез» Огинского, всегда говорю.
- Ну как же. А тот факт, что у коров удои молока повышаются после прослушивания…. Это уж достоверно. А растения лучше растут, кактус зацветает быстрей, когда растет бок о бок с проигрывателем, на котором крутится платинка Шаляпина…
Коровы, кактус… сразу вершат спор в мою пользу. Но я думаю, что такие мнения возникают у людей, у которых просто выкорчевано желание послушать классику. Или кто-то их в детстве насильно привязывал к электростулу и включал Шнитке или Софью Губайдуллину, современных радикальных композиторов либо просто не слушали, поскольку есть штамп, что классика всегда трудна для восприятия. Другое дело – поставь попсу и дыши легко!
Жалею, что готовя эту статью, поздно узнала для себя, что и духовные песнопения способны, как камертон, настраивать нашего ребенка на звуковую гармонию.
Дарья Мосунова
27.04.2007
Источник информации:
http://www.eva.ru/articles/mosunova18.htm